Задачи: сформировать понятие о необходимости знать данные о
себе, научить умению правильно вести себя в незнакомом и людном месте.
Воспитать уверенность в своих силах.
Дидактический
материал: иллюстрации «Ребенок
потерялся в толпе», «Первоклассники у перехода», «Опасность на тротуаре»
(открытый люк, ничем не огороженный), «Оборванный провод», «Кожура банана на
дороге и старушка», «Красивая улица». Предметные картинки: светофор, схема
перекрестка, фуражка милиционера.
Педагог. Сегодня мы поговорим о том, что должен обязательно знать
каждый человек, взрослый или ребенок.
Вы
готовы мне помогать? Посмотрите.
(Показывает иллюстрацию «Ребенок потерялся в толпе».) Что
произошло?
Как нужно вести себя в таком случае? Нужно:
обратиться к милиционеру;
обратиться к пожилым взрослым или работникам рынка,
магазина;
сказать данные о себе: фамилию, имя, отчество, адрес,
телефон (если нет своего, то мамин, папин);
нельзя уходить с того места, где оставили тебя
старшие.
Сейчас
проверим, как вы усвоили то, что я рассказала. (Проигрывание ситуации) А что на
этой иллюстрации? (Первокласс-
ник(ца) у светофора.) Что сложного при переходе? (Показывает, как машины делают поворот при зеленом
свете светофора.)
Как обходят трамвай?
Как обходят автобус?
Где таится опасность, когда вы обходите стоящий транспорт?
(Проигрывание ситуации.) Почему зимой городские улицы опаснее для перехода?
(Потому что они могут обледенеть.)
Опасность двойная: пешеход может поскользнуться, и
водитель может не справиться с машиной или автобусом, если очень скользко.
Посмотрите на картинку. Что это? (Люк.) Чем опасны люки? Кто видел открытый люк? Что под
землей? (Лестница, трубы.) Если даже упавший в люк не потерял сознания, выбраться оттуда
самостоятельно со сломанной рукой или ногой почти невозможно. Как избежать этой
опасности? (Не вставать на люк.) А если туда упал любимый щенок или котенок? (Звать на
помощь взрослых.)
Кошки и собаки чаще всего не разбиваются и не ломают
лапы, их надо просто вытащить.
Если пешеходов на тротуаре немного, вы можете идти,
где хочется (показывает на схеме). Если людей идет очень много, какое есть правило?
(Идти по правой стороне.)
Давайте попробуем. (Навстречу
друг другу идут две группы.) Какой
стороны придерживаются машины? Почему же, если есть правила, так много детей
попадают под транспорт? Посмотрите на эту картинку. Что это?
(Оборванный провод.) Что делает
мальчик? (Наклонился к нему.) Что может произойти?
А вот здесь, если не подумать, нарисована безобидная
картинка (кожура банана, вдали идет старушка). А если вдуматься? Что можно увидеть на улице, когда
люди едят фрукты, сладости.
Вы знаете такие случаи, когда человек упал,
поскользнувшись? Если мы не подумаем о других людях, а они о нас, что может
получиться в итоге? (Улица может стать опасной для
пешехода.)
По улицам ходят не только люди, но и животные. Можно
ли их подбирать, нести домой? (Нет. Они могут оказаться
заразными для человека.)
Посмотрите, это красивая улица нашего города. Если мы
будем помнить о том, как правильно по этой улице ходить, ездить, гулять, она
будет нам другом.