Программное содержание.
Закреплять знания детей о правилах уличного движения,
дорожных знаках и их значении, наземном транспорте. Упражнять в составлении
предложений с глаголом «ехать» с разными приставками, предложений с разными
предлогами, составлении рассказов. Закреплять умение ориентироваться
относительно предмета.
Предварительная работа. Экскурсии к пешеходному переходу,
светофору; прогулка по близлежащей улице.
Материал. Макет или построенная из конструктора улица
с перекрестком; дорожные знаки, игрушка Лесовичок.
Ход занятия
Педагог сообщает детям, что сегодня к ним в гости пришел
Лесовичок.
Лесовичок. Здравствуйте, ребята. Засиделся я в лесу,
захотел прогуляться: шишек, желудей, веточек для поделок вам принести, да
еле-еле добрался, чуть жив остался! Как назад пойду, не знаю. Выручайте!
Воспитатель. Спасибо за подарки! В лесу нет улиц, ты
не знаешь правил уличного движения, поэтому и испугался.
Лесовичок. На улице рядом с вашим детским садом и
рядом со школой какие-то треугольники висят, а в них бегущие дети нарисованы.
Что это?
Дети. Это знак «Осторожно — дети».
Воспитатель. Верно.
Этот знак дорожный
«Осторожно — дети».
Тормозят пред ним машины
Везде на белом свете.
Лесовичок. Ребята, объясните мне правила уличного
движения. Тогда я до дома спокойно доберусь, а может быть, и еще раз к вам
приду.
Дети рассаживаются вокруг макета улицы с перекрестком.
Воспитатель. Ребята, что такое улица? (Дорога, дома,
деревья.) Как называют очень широкую и длинную улицу? (Проспект.) Как называют
узкую и короткую улицу? (Переулок.) Как называют улицу, на которой много
деревьев, кустарников и цветов? (Бульвар.) Как называют улицу, которая
находится на берегу реки? (Набережная.) Где ездят машины? (По проезжей части.)
Где ходят люди? (По тротуару.) На какой улице находится наш детский сад?
(Ответы детей.)
Где можно перейти улицу? (Там, где есть знак
перехода.) Верно, для перехода улиц отведены определенные места, и называются
они пешеходными переходами. Чтобы переход хорошо был виден, его обозначают
белыми широкими линиями. Знаете, как они называются? (Зебра.) Около «зебры»
стоит указатель перехода. Это наземный переход. А какой еще вы знаете переход?
(Подземный.) Вот знак подземного перехода. (Показывает дорожный знак.) Ребята,
в какую сторону необходимо посмотреть, прежде чем пойти по «зебре»? (Налево.)
Верно, и если нет машин, то сначала дойти до середины улицы. Как называется
место для пешеходов, находящихся посередине улицы? (Островок безопасности.) В
какую сторону необходимо посмотреть после этого, чтобы идти дальше? (Направо.)
Верно, и если нет машин, то не торопясь перейти вторую часть пути. А можно
бегом перебежать? Почему? (Ответы детей.) Место, где пересекаются улицы,
называется перекрестком.
Там у полоски перехода,
На обочине дороги
Кто ведет свой разговор?
Разноцветный...
( Светофор)
Перекресток — самое оживленное место на улице. Здесь
мчатся машины, спешат люди, и именно в этом месте стоит светофор, который
регулирует дорожное движение.
Красный глаз
Глядит на нас.
Что гласит его приказ?
(Стоп)
Желтый глаз
Глядит на нас.
Что гласит его приказ?
( Осторожно)
А зеленый глаз для нас.
Что гласит его приказ?
(Можно переходить)
Часто на перекрестке можно увидеть милиционера-регулировщика;
он несет свою службу и днем, и ночью, первым приходит на помощь пострадавшим
при аварии. Регулировщик поднимает свою полосатую палочку, и машины останавливаются.
Лесовичок. Что мне нужно сделать, чтобы добраться до
леса? (Дойти до остановки автобуса.) А как я узнаю, что это остановка? (Там
висит знак остановки)
Воспитатель. Как называется транспорт, который перевозит
пассажиров? (Пассажирский.) Кто водит автобус? (Водитель.) Кто управляет
трамваем? (Вагоновожатый.) Кто ездит на велосипеде? (Велосипедист.) Кто ездит
на мотоцикле? (Мотоциклист.) Где можно играть детям? (На детских площадках.)
Вот наша детская площадка, давайте поиграем!
Проводится физкультминутка.
Воспитатель. Давайте все вместе прокатимся в автобусе.
Кем мы будем в автобусе? (Пассажирами.) А как должны себя вести пассажиры в
транспорте и почему? (Ответы детей.) Я буду говорить, где автобус едет, а вы
будете отвечать, как он движется.
Автобус от остановки... (отъехал). К другой
остановке... (Подъехал.) Затем на небольшую горку... {въехал). И вместе с нами
он мост... (переехал). Он быстро в тоннель... (заехал). И оттуда вскоре...
(выехал). Большую лужу он мудро... (объехал). И к нашему саду он тихо...
(подъехал). Вышли мы из автобуса и пешком пошли в детский сад. Мы уже не пассажиры,
а кто? (Пешеходы.)
Проводится дидактическая игра «Машина и бабочка». У
воспитателя в руках бабочка и машина (игрушки).
Воспитатель. Вот машина. Кто в машине? (В машине
бабочка.) Кто на машине? (На машине бабочка.) А кто над машиной? Кто за
машиной? А кто перед машиной? Кто под ней? (Ответы детей.)
Лесовичок. Ребята, составьте, пожалуйста, для меня маршрут
возвращения в лес.
Если дети не могут самостоятельно выполнить задание,
воспитатель может предложить свой вариант маршрута или дать опорные картинки
для его составления.
Воспитатель. Давайте на прощание поиграем с
Лесо-вичком. Я буду задавать вопросы. Если вы отвечаете на мой вопрос «да»,
говорите: «Это я, это я, это все мои друзья».
Кто из вас в трамвае тесном Уступает старшим место?
Кто из вас идет вперед Только там, где переход? Кто из вас, идя домой. Держит
путь по мостовой? Знает кто, что красный свет — Это значит —хода нет?
Лесовичок благодарит детей за помощь и прощается. Занятие
заканчивается.
Дополнительный материал
Санки
Зима, Оле покататься на санках хочется.
— Бабушка, дай, пожалуйста, мне санки покататься, —
попросила Оля.
— А где ты будешь кататься?
— Во дворе, бабушка, только во дворе.
Вышла Оля во двор и села на санки. Но вот беда —санки
не едут. Прибежала подружка Шура и позвала Олю на улицу. Дорога на улице шла
под гору, она была гладко укатана машинами, и санки здесь бежали сами.
Забыла Оля свое обещание бабушке. Побежала на улицу с
подружкой. Сели девочки на санки и покатились вниз. Скатились раз, второй. Понравилось.
Вдруг из-за поворота выехала машина, девочки испугались, не знают, как
остановиться. А санки все быстрей. — Ой, мама! — закричала Оля.
Но водитель грузовика заметил девочек, он вовремя
остановил грузовик, для этого ему пришлось свернуть с дороги и заехать в снег.
С девочками ничего не случилось. Водитель грузовика посмотрел на них укоризненно
и отобрал санки.
О. Бедарева
Коля
Коле хотелось покататься по дороге, показать, что он
уже свободно бегает на коньках. Папа строго наказывал —не выезжать на дорогу.
Коля помнил об этом и катался только во дворе.
Однажды к дому подъехала грузовая машина, и Коля с
другом лихо подкатили к ней, машина тронулась с места, мальчики прицепились к
ее борту. При выезде на улицу машина внезапно остановилась, и Коля, больно
ударившись о кузов, упал в снег. Шофер это увидел, вышел из машины, взял
мальчика за руку и отвел домой. Как вы думаете, что ему сказали дома?
Моя улица
Асфальтом улицы мостятся, Автомобили быстро мчатся.
Бурлит в движенье мостовая, Бегут авто, спешат трамваи. Все будьте правилу
верны. Держитесь правой стороны. Должен помнить пешеход: Перекресток — переход.
Есть сигналы светофора, Подчиняйся им без спора, Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт. Желтый свет — предупрежденье! Жди сигнала для
движенья. Зеленый свет открыл дорогу: Переходить ребята могут.
Ю. Яковлев
Делаем ребятам
Предостережение:
Выучите срочно
Правила движения,
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители!
Это всем должно быть ясно!
Даже тем, кто ходит в ясли.
Всем, кто в городе живет:
Переходы не рискованны
Только там, где нарисованы.
Шашек белые квадраты
И на стрелке «Переход».
С. Михалков
Здесь, на посту, в любое время
Дежурит ловкий постовой.
Он управляет сразу всеми.
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
С. Михалков
|