ВВЕДЕНИЕ
Веселый детский смех.. Что может быть радостнее
для родителей, бабушек и дедушек, да и вообще,
всех окружающих, включая и нас - педагогов. Но, к
сожалению, иногда случается, что жизнь малыша
трагически обрывается в огне пожара. И, чаще
всего, взрослые сами подвергают опасности жизни
детей, не уделяя должного внимания привитию
детям навыков осторожного обращения с огнем и
обучению их элементарным правилам профилактики
пожаров и правилам поведения при их
возникновении.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Поскольку в последнее время уже довольно много
появилось опытов традиционной организации
работы по пожарной безопасности, я не буду на
этом останавливаться, а более подробно расскажу
о том, как мы организовали работу с детьми
старшей группы "Ёлочка”.
В соответствии с теми требованиями, которые нам
диктует жизнь и которые заложены в Законе РФ "Об
Образовании”, национальной доктрине
образования в РФ и концепции модернизации
российского образования, образовательное
учреждение (независимо от того, по каким
программам строится образовательный процесс и
какими проблемами занимается) обязано:
- обеспечить индивидуализацию для каждого
ребенка:
- обеспечить условия для самоопределения и
самореализации личности;
- помнить, что ребенок - активный участник
педагогического процесса;
- привлекать детей к занятиям без
психологического принуждения, опираясь на их
интерес к содержанию и формам деятельности,
учитывая их социальный опыт;
- реализовать право ребенка на свободный выбор
деятельности, мнений и рассуждений;
- обеспечить эмоциональное благополучие,
эмоционально-личностное и
социально-нравственное развитие ребенка,
сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при
одном условии - кардинально изменить организацию
педагогического процесса. Именно это мы и
попытались сделать, взяв за основу совместную
проектировочную деятельность детей, родителей и
педагогов (Программа "Сообщество”). В прошлом
выпуске я раскрывала подходы к реализации
педагогического процесса на основе программы
"Сообщество”.
Тема проекта "Злой и добрый огонь” (работа над
которым длилась с 23 марта по 13 апреля 2011 г.) была
инициирована самими детьми, они же придумали и
название темы. Основанием для выбора темы
послужила информация детей, которые увидели
пожар по пути домой из детского сада и информация
воспитателей о том, что ежегодно в нашем городе,
области, стране происходит большое количество
пожаров, огонь которых уничтожает не только
огромные материальные ценности, но и является
причиной гибели сотен людей, в том числе и детей.
На утреннем сборе дети под руководством
педагога проанализировали, что они знают по
данной теме; что хотели бы узнать; что надо
сделать для того, чтобы узнать. В результате
заполнили таблицу 1:
Таблица 1
Что мы знаем? |
Что мы хотели бы
узнать? |
Что надо сделать для
того, чтобы узнать? |
* Из спички вылетают искры огня, и
все может загореться. (Аня К.). |
* Как можно потушить костер в
лесу? (Никита К.) |
* Прочитать в книгах.(Вася П.) |
* Нельзя баловаться спичками и
зажигалками. (Кирилл К.) |
* Чем можно тушить пожар дома?
(Настя О.) |
* Посмотреть передачу по
телевизору. (Никита К.) |
* Уходя из леса, после себя надо
тушить костер. (Никита В.) |
* Отчего бывает огонь? (Даниил) |
* Пригласить настоящего
пожарного. (Кирилл Н) |
На огне можно готовить обед. (Вася
Ч.) |
* Как пожарные тушат огонь? (Даша) |
* Спросить у мамы с папой. (Кирилл
Н.) |
* Если забыть потушить огонь,
будет пожар. (Даниил) |
* Как надо себя вести, когда
загорится огонь? (Настя Н.) |
* Поговорить в центрах о пожарах.
(Настя О.). |
* Пожарные нужны, чтобы тушить
пожар. (Витя) |
* Какую пользу приносит огонь?
(Настя К.) |
* Что нужно пожарным для тушения
пожара? (Сережа Т.) |
* В деревне надо следить за
печкой, чтобы не было пожара. (Настя Н.) |
* Почему пожарные машины красные?
(Кирилл К.) |
* Пожар надо тушить
огнетушителем. (Вася П.) |
* Бензин очень сложно потушить.
(Даниил) |
*Как надо вести себя, чтобы не
случился пожар? (Аня К.) |
|
Выявив объем знаний детей, их интересы и
пожелания, мы определили перспективу (составили
план - "паутинку”) организации работы детей в
центрах активности и на утренних сборах (задачи,
содержание, методы и приемы, материал).
На утреннем сборе проводили беседы со всей
группой фронтально по теме проекта: дети
приобретали знания о работе пожарных; о пожарной
технике, атрибутике; о правилах поведения во
время пожара; о правилах профилактики пожаров
(моделировали ситуации, читали литературу,
проводили элементарные опыты и т.д.). На один из
утренних сборов была приглашена инспектор
пожарной части, она провела беседу
с детьми (очень большой интерес вызвала примерка
и рассматривание костюма пожарного). По
окончании утреннего сбора дети небольшими
подгруппами (по 3-5 человек) расходились по
центрам активности: центр познания, математики,
литературы, искусства, сюжетно-ролевой игры, где
продолжалась работа по теме в малых группах.
Например: в центре познания дети повторяли
правила пожарной безопасности, рассуждали о
содержании работы пожарных, вспоминали
последовательность действий при вызове
пожарных, практически отрабатывали эти действия:
набирали номер 101, называли свою фамилию, имя,
адрес, место загорания, номер домашнего телефона
(о последовательности этих действий напоминали
картинки-символы). В центре литературы дети
сочиняли реалистическую историю, например, они
придумали историю под названием "Спички детям
не игрушка”. Воспитатель предложила детям
поиграть в эту историю. Дети обговорили, какие
атрибуты можно изготовить самим, что сделают
родители и педагоги, что необходимо купить, какие
предметы -заместители можно использовать сейчас.
Распределили роли и приступили к обыгрыванию в
центре сюжетно-ролевой игры. В центре искусства
дети рисовали иллюстрации к создаваемой ими
книге "Правила пожарной безопасности”. В центре
математики дети определяли из каких цифр и в
какой последовательности составляется номер
вызова пожарной охраны 101. В каждом центре с
детьми находился взрослый. По ходу работы проект
корректировался. Работа над темой проекта была
окончена, когда каждый ребенок посетил все
центры активности, и дети получили ответы на все
свои вопросы
По окончании работы над проектом провели
итоговое занятие, где дети показали не только
теоретические знания, но и действовали
практически.
Подход к организации работы с семьей по
проблеме пожарной безопасности в нашей группе
тоже отличается от традиционного. Мы поняли, что .
никакие формы работы с родителями не принесут
должного результата, если семья не будет
участвовать:
- в планировании,
- в организации и
- в отслеживании результатов работы по
формированию у детей навыков осторожного
обращения с огнем и правил поведения при
возникновении пожара.
Именно эти три условия мы и взяли за основу.
Прежде всего, мы совместно с детьми поместили
информационный лист для родителей, обозначив
тему нового проекта совместной деятельности
детей, родителей и педагогов. А именно:
"Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки.
Дети выбрали (и дали название) тему нового
проекта "Добрый и злой огонь”. Основанием для
выбора темы послужила информация детей, которые
увидели пожар по пути домой из детского сада и
информация воспитателей о том, что ежегодно в
нашем городе, области, стране происходит большое
количество пожаров, огонь которых уничтожает не
только огромные материальные ценности, но и
является причиной гибели сотен людей, в том числе
и детей. Мы уже немного знаем о том, что огонь
приносит пользу и наносит вред. Но нам хотелось
бы более подробно узнать, когда огонь - друг,
когда - враг(?), кто такие пожарные и чем они
занимаются(?), чем тушат пожары(?), какие правила
надо соблюдать, чтобы избежать пожара(?), какие
действия надо предпринять при возникновении
пожара? Помогите нам, пожалуйста, в этом
разобраться. Ждем ваших предложений и помощи по
реализации проекта. Дети и воспитатели группы
Ёлочка".
Здесь же, в родительском уголке, поместили
заполненную таблицу 1.
Таким образом, мы проинформировали родителей,
какая тема заинтересовала детей, что у детей есть
небольшой объем знаний по теме, раскрыли перед
ними перспективу работы над проектом. Обратную
связь осуществляли через индивидуальные беседы
и новые информационные листы. Выслушав
предложения родителей по планированию проекта и,
выяснив какую помощь они могут оказать,
составили план участия родителей в его
реализации.
План участия родителей в реализации
проекта "Злой и добрый огонь”
Содержание
деятельности |
Ответсвенные |
Знакомство с проектом "Злой и
добрый огонь” |
все родители |
Внесение предложений по
реализации проекта |
все родители |
Работа в центрах активности . |
Колобова И.В., Усенко Е.С. |
Организовать экскурсию в ПЧ № 4:
договориться об экскурсии, заказать автобус,
собрать деньги на оплату автобуса. |
Усенко Е.С., Колобова И.В. |
Рисунок выходного дня. Отразить
впечатления об экскурсии. составить небольшой
рассказ. |
желающие |
Подготовить эмблемы к итоговому
занятию. |
все родители |
Почитать детям дома литературу
по теме проекта. |
все родители |
Беседовать с детьми по теме
проекта. |
все родители |
Помочь подготовить проведение
итогового занятия. |
по возможности |
Участие в проведении итогового
занятия. |
Огородникова И.В. |
Т.о. родители, участвуя в планировании,
организации, а затем и отслеживании результатов,
приобретают необходимые знания, являются
активными участниками педагогического процесса,
начинают понимать свою ответственность перед
детьми и за детей.
Я уже сказала выше, что получить
положительные результаты по обучению детей
правилам пожарной безопасности возможно только
совместными усилиями педагогов и родителей.
Я думаю, что предложенный мною опыт работы по
пожарной безопасности с детьми 5-6 лет (совместная
проектировочная деятельность детей, родителей и
педагогов) можно использовать в любом детском
саду. |