Необходимо подвести ребят к пониманию, что жить в
согласии с природой и по-настоящему помогать ей может только много знающий
человек. Поэтому они становятся «Разведчиками Природы» и отправляются в путь
за новыми знаниями.
В соответствии с принципом освоения окружающего мира
по гносеологической спирали образовательное пространство ребят значительно
расширяется. Главной лабораторией для изучения природы становится пригородный
лес. Социальное окружение изучается в пределах микрорайона.
Дорога, как известно, бывает гораздо легче, когда есть
хорошая песня и надежные друзья. В качестве такой песни ребятамам можно
предложить «Походную» В. Шаинского. А чтобы изучение оказалось наиболее
плодотворным, распределить между ними дела. Теперь надо не только изучать
новое, а тем, что знаешь, делиться с друзьями. Вести себя в природе следует в
соответствии с «Лесными правилами».
Правила разведчиков природы
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость,
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам - не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек —
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба —
Скажет: «Ты - мой друг!
Спасибо!»
Н. Рыжова
В течение осеннего цикла происходит первое подробное
знакомство ребят с пригородным лесом как домом диких растений и животных. В
процессе этого знакомства дети узнают, что деревья в лесу растут по «этажам», а
каждый зверек, насекомое или птица имеют свою «квартиру». Затем организуется
наблюдение за сосной: для кого сосна является «домом», а для кого «столовой».
Этому наблюдению предшествует кропотливая работа с литературой.
Детям можно дать задание почитать книги В. Бианки, Ю.
Дмитриева, Н. Сладкова, Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова, В. Чаплиной, Э.
Успенского, М. Пришвина, К. Паустовского и др.
Потом можно отправиться с юными исследователями в
«гости» к дереву. После прогулки второклассники делают рисунок в технике
«мятая бумага», которую они осваивают на занятиях по ручному труду. Эта техника
помогает правдиво показать морщинки на коре дерева, осеннюю дымку в лесу,
силуэт птицы на ветке.
Дети также изготавливают аппликацию из сухоцветов и
сочиняют историю о сосне и ее связях с другими растениями и животными. |