Цель: учить детей выполнять необходимые действия,
получая результат; заботиться об окружающих, не тревожить понапрасну.
Ход прогулки
Дети вышли на прогулку. Холодно, ветрено, пасмурно.
Лучше сразу же заняться интересным делом. Взрослый говорит: «Умелые руки не
знают скуки! И правильно, скучать некогда. Нужно построить лабиринт, чтобы
было всем интереснее играть».
Его можно быстро соорудить в одном из отдаленных тихих
уголков участка. Воспитатель прокладывает лабиринт. Дети очищают дорожку
лопатками, движками, сбрасывают снег на валы. Затем украшают снежные валы и
поверху и по склонам красочными шнурами, лентами, разноцветными льдинками.
Ставят инвентарь на место. Взрослый одобрительно произносит: «Кончил дело —
гуляй смело!»
Все начинают бегать по лабиринту, догонять друг друга.
Но вот педагог подзывает к себе детей и таинственно
спрашивает: «Что за сугроб такой огромный вырос в самом дальнем уголке участка
под елкой? Никто не знает? Давайте потихоньку подойдем, осторожно поглядим на
него».
Дети тихо-тихо идут за взрослым, не спешат, не
толкаются, не разговаривают. Подойдя к елке, взрослый читает стихотворение И.
Токмаковой «Как на горке — снег, снег...» Дети удивлены, смотрят на сугроб.
Взрослый им напоминает: «Когда была осень, кругом падали красивые разноцветные
листья — был листопад. Мы с вами бродили по листьям, вслушивались, как они
шуршат под ногами. Потом собрали листья, отнесли сюда — здесь мишка облюбовал
себе место для сна. Мы помогали строить ему дом. Кто помнит, как называется
дом медведя? Берлога. Где спит зимой медведь? Правильно, в берлоге». Еще раз
читает стихотворение, спрашивает: «А почему нельзя шуметь? А когда вы спите,
можно шуметь? А вы не шумите, когда дома бабушка или дедушка спит?
(Уточнить: медведь спит в берлоге, спросить: а дети, а
мышка, а кошка, а собака где?) Молодцы, нужно заботиться обо всех, кто хочет
спать, — пусть спит, отдыхает, сил набирается. И медведь в берлоге спит всю
зиму. Проснется сильным, отдохнувшим».
Затем можно подвести к муляжам зверей, расставленным
по участку (кроме медведя — он спит). Взрослый рассказывает, как холодно и
голодно сейчас зверушкам в лесу. Земля покрыта снегом: не растет трава, нет
грибов и ягод. На снегу не растет морковка и капуста для зайчика. Рыщут по
лесу волки (дети показывают, как), бегают лисицы (показывают), скачут зайцы
(поскакали зайцы) — все ищут добычу. А кругом только белый снег да трескучий
мороз. Один медведь умный залег в своей теплой берлоге и спит. Ему не страшны
ни мороз, ни вьюга. Спит себе всю зиму!
Возвращаясь с детьми к веранде, взрослый предлагает
желающим вылепить из снега комнату для кукол. Если дети не хотят, то можно
вспомнить сказку «Три медведя» и по ее сюжету развернуть постройку столовой.
Во время совместных действий уточнять: чей стул
построили, у кого стул больше: у Михаила Потаповича или Елизаветы Петровны, а
самое маленькое креслице у кого?
На стол дети сами ставят разной величины чашки, ложки,
охотно делятся своими знаниями с окружающими.
Можно сразу же сделать и спальню для всей медвежьей
семьи, если есть желание и интерес детей, а можно продолжить строительство на
следующий день.
Дети закончили постройку, показали ее своим куклам, и
все дружно ушли кататься с горки, катать на санках кукол.
В конце
прогулки взрослый организует игру «Мыши водят хоровод». |