— воспитывать бережное отношение к природе,
способность любоваться ее красотой.
Материалы: репродукции И. Левитана «Березовая роща»,
«Золотая осень»; X. Глюка «Мелодия»; платок осенней расцветки (его можно
надушить терпкими духами, запах которых напоминает запах увядшей листвы);
картинки дуба и березы; игрушка ежик.
На участке детского сада (или за его пределами)
найдите клен, рассмотрите его. Соберите опавшие кленовые листья,
принесите их в
группу.
Воспитатель . Чем отличаются листья
нашего клена от листьев клена, который растет на участке (за участком)
детского
сада?
Д е т и. У нашего клена листья зеленые, а у
клена,
растущего на участке, разноцветные: желтые, красные, оранжевые.
Воспитатель. Кто раскрасил листья в яркие
цвета?
Дети. Осень.
Воспитатель. Кто поможет нашему клену — оденет
его в
пестрый осенний наряд?
Дети. Мы.
Ручной труд
Воспитатель. Снимите с клена зеленые листья и
раскрасьте их гуашью: желтой, оранжевой, красной.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой,
Как красив ты, лист цветной!
И. Михайлова
Прикрепите листья к веткам клена. На память
сфотографируйте или зарисуйте вместе с детьми осенний клен. (Дети могут
раскрасить листочки, солнце.) Фото или рисунок осеннего клена
понадобится вам
на занятиях «Белый снег, пушистый» и «Уж тает снег, бегут ручьи».
Осенний
клен
Перед
занятием необходимо снять с клена несколько листьев и положить их под дерево.
Воспитатель.
Подойдем к нашему клену и полюбуемся им. Ах, какой же он красивый! Какого цвета листья у клена?
Дети. Желтые, оранжевые, красные — разноцветные.
Воспитатель. Какие раньше были листья у клена? (В
случае затруднения используется фото или рисунок зеленого клена.)
Дети. Зеленые.
Воспитатель. Почему же поменяли листья свой цвет? Что
случилось?
Дети. Пришла осень.
Воспитатель. Правильно. Разукрасила она листву деревьев
в яркие осенние цвета: желтый, оранжевый, красный.
Перед детьми выставляются репродукции картин И.
Левитана. На одной из этих картин художник изобразил осень. Как вы думаете, на
какой?
Дети показывают на репродукцию картины «Золотая
осень». Сказка о том, как осень в лес пришла
Воспитатель. Сейчас мы поиграем в сказку о том, как
осень в лес пришла. Вместе вы — лес. Каждый из вас — дерево. Как много деревьев
в лесу! Все они разные и такие красивые! Ноги ваши стали корнями. Крепко
держатся ими деревья за землю. (Дети не должны передвигаться.) Руки ваши стали
ветвями. Тихо покачиваются они. (Дети поднимают руки вверх, покачивают из
стороны в сторону.) Что заставляет вас качаться?
Дети. Ветер.
Воспитатель. Растут в нашем лесу дубы — сильные, могучие
деревья. (Показывает детям картинку с изображением дуба.) Наши мальчики стали
дубами. Помашите нам своими ветвями, дубочки. Растут в нашем лесу березы —
стройные, нежные деревца. (Показывает детям картинку с изображением березы.)
Наши девочки стали березками. Помашите нам своими ветвями, березки. Хорошо
деревьям в лесу. Что же любят они?
Дети. Солнышко.
Воспитатель. Тянутся деревья вверх, к теплому
солнышку, греются в его лучах.
Дети улыбаются, поднимают вверх руки, встают на
носочки, потягиваются.
Любите ли вы теплый дождичек? Дождь и умоет, и напоит
деревья. Дети улыбаются, делают «фонарики».
Любите ли вы теплый, нежный ветерок? Подул ветер —
закачали деревья своими ветвями, зашелестели своими зелеными листочками.
Дети делают наклоны из стороны в сторону, «фонарики».
Однажды пришла в лес осень. (Под музыку X. Глюка
воспитатель, накинув на плечи платок, ходит между детьми, изображая осень.)
Осень пришла с холодным ветром. (Машет платком из стороны в сторону, на детей.)
Осень пришла с холодным дождем. (Машет платком сверху вниз, на детей.) Бродила
осень по лесу и раскрашивала листву деревьев яркими цветами: желтым, красным,
оранжевым. (Накрывает каждого ребенка платком, через секунду поднимает платок
и восхищается красотой осеннего наряда.) До чего же красив осенний лес!
Листопад
Воспитатель. А потом начался в лесу листопад. (Раздает
детям оставшиеся кленовые листочки.)
Мы листочки, мы листочки,Дети хором повторяютслова.
Мы осенние листочки.
Мы на дереве висели,
Ветер дунул (фу-у-у...) —
полетели. Мы летали, мы летали И под дерево упали.
Клен благодарен нам за то, что мы укрыли его корни.
Под таким теплым осенним одеялом он проспит всю зиму.
С листочками разбегаются группе.
Бегают, кружась.
Складывают листочки под клен.
Ежик
Незаметно для детей под клен нужно спрятать
игрушку-ежа.
Воспитатель. Ребята, по-моему, под нашим кленом, в
листве, кто-то копошится. Кто же это?
Дети. Ежик!
Воспитатель. Здравствуй, ежик! Что ты здесь делаешь?
Ежик. Я собираю осенние сухие листья и отношу их в
свою норку.
Воспитатель. Зачем тебе листья?
Ежик. Из них я сделаю себе теплую постель.
Воспитатель. Ты что, спать собираешься?
Ежик. Конечно, наступят холода — укроюсь я одеялом из
кленовых листьев и усну сладко-сладко, крепко-крепко.
Воспитатель. И долго ты будешь спать?
Ежик. Очень долго — всю зиму, пока тепло в лес не
вернется.
Воспитатель. Чтобы твоя постель была еще теплее, мы добавим
тебе несколько кленовых листочков.
Ежик. Спасибо вам, друзья!
Воспитатель. Пожалуйста, спокойного тебе сна. Ежик
остается под кленом, в листьях.
Аленка и Антошка собираются на прогулку
Воспитатель. Хорошо под осенним кленом! Аленка с Антошкой
захотели прогуляться.
Перед детьми выставляются картонные куклы. Можно
выходить на улицу в таком виде, как вы думаете?