— расширять знания о сезонных изменениях в природе;
— формировать способность выражать наблюдаемое в своей
речи.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Все ли деревья изменили окраску листьев?
♦ Какими были летом деревья, кусты?
♦ Как они изменились с приходом осени?
♦ Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На
рябине? (Красные.)
♦ У какого дерева раньше других меняется окраска листьев?
(У березы.)
♦ У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во
время листопада? (У березы.)
Листопад! Листопад!
Лес осенний конопат!
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки,
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
— Ты не жалуйся врачу,
Конопушки я лечу,
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими
листьями, задает им вопросы, загадывает загадки.
♦ Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зим
нему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ С листьями.)
♦ Все листочки падают одинаково? (Нет.)
♦ Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение
продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной
молодой побег с готовыми листьями.)
В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад.)
Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья.)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки.)
Исследовательская деятельность
Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают
вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону.
Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки.
Составить из опавших листьев узор на асфальте.
Трудовая деятельность
Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского
сада.
Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения
задания общими усилиями.
Подвижные игры «Лиса и зайцы».
Цель: формировать представление об образе жизни и повадках
животных.
«Хищник — добыча».
Цели:
— упражнять в установлении связи «хищник — добыча»;
— развивать быстроту бега, ловкость.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки приседания из положения ноги
врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь.