Наблюдение за состоянием природы в декабре (прогулка в старшей группе ДОУ)
21.04.2011, 11:38
Цели:
— учить видеть прекрасное, различать характерные приметы
зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях;
— закреплять умения воспринимать описание узоров на
окне.
Ход наблюдения
Удивительный художник у окошка побывал,
Удивительный художник нам окно разрисовал:
Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой.
Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой.
На стекле цветы и листья — все искрится, все бело.
Но без красок и без кисти разрисовано стекло.
Замечательный художник у окошка побывал.
Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)
За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На
стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на
окнах и в солнечный день и в пасмурный.
Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует
мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между
рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы
льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле
заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с
необычными цветами.
Трудовая деятельность
Заливка цветной водой постройки на участке.
Цель:
формировать навыки работы в коллективе.
Подвижные игры «Не оставайся на полу», «Встречные
перебежки».
Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь
на товарища.
Индивидуальная работа
Ходьба на лыжах.
Цель:
учить выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой и
спускаться с нее в низкой стойке.
Наблюдения за погодой
• Наблюдение за снегопадом и рассматривание
снежинок
• Наблюдение за сугробами - почему их наносит
только с
одной стороны?
• Продолжать учить детей делать анализ погоды
(мороз,
оттепель, ясно и солнечно, пасмурная погода) и заносить результаты
наблюдений
в календарь природы
Наблюдения за живой природой Наблюдения за
деревьями
• Когда после оттепели ударит мороз, деревья,
их ветви
и ствол покрываются ледяной корочкой, и, тихо позванивая, ударяются
друг о
друга обледеневшие ветви.
• Красиво выглядят деревья, когда изморозь
развесит пушистые
гирлянды снега на ветках, как будто кто-то украсил их тончайшим
кружевом.
• Любуясь деревьями в разную погоду, приучать
детей
высказывать свои впечатления, сравнивать. Пусть дети найдут такие
сравнения: «У
елки ледяные пальчики», «Елка закуталась в снег до самых глаз, как в
пуховое
одеяло», «Красиво, как в снежном царстве».
• Можно провести такой опыт: принести в группу
срезанную
ветку дерева и поставить ее в воду. Через несколько дней набухнут
почки, затем
появятся листочки. Дети смогут убедиться сами, что и зимой деревья
живые, но
рост их прекращается, они отдыхают. Рассматривая строение почки, дети
могут
убедиться в том, что внутри находится маленький, словно во много раз
сложенный
листочек. Внешняя оболочка почки предохраняет листочек от мороза.
Наблюдения за птицами
• Вместе с детьми смастерить и повесить на
участке кормушку
для птиц. Каждый день выносить к кормушке хлебные крошки и подкармливать
птиц.
Напомнить детям, что птицы зимой больше страдают от голода, чем от
холода.
• К кормушке прилетают разные птицы. Легко узнаются
воробьи
по коричнево-серому оперению. Обратить внимание детей на то, что в
сильные
морозы воробьи, как правило, не прыгают, а сидят неподвижно, распушив
перышки,
нахохлившись - так они греются. Дети должны узнавать снегирей по розовой
грудке
и серо-синему оперению. Можно подсказать детям сравнение «как розовые
яблоки
на снегу».
• Наблюдения за синичками. Дети должны узнавать
и синиц
по желтой грудке и черному «галстуку». Синицы в основном питаются
вредными
насекомыми, которых вытаскивают своими острыми клювами из-под коры
деревьев.
Пусть дети понаблюдают за синичками, сидящими на ветке дерева.
Объяснить
детям, что в гололед, когда ветви деревьев покрываются корочкой льда,
синички
голодают, потому что не могут доставать насекомых из-под коры. В такое
время
необходимо подкармливать птичек. Синички любят сало.
Труд на участке
1. Окучивание снегом деревьев и кустарников.
Объяснить
детям смысл этой работы.
2. Объяснить детям, почему нельзя утаптывать и
разгребать
снег под деревьями.
3. Объяснить детям, почему нужно стряхивать
снег с веток
деревьев.