—
воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
Материалы:
аудиозапись музыки П.И. Чайковский «Времена года. Песня жаворонка»; оранжевый,
голубой, зеленый платки; белый тюль с редким плетением; голубые ленточки по
количеству детей; лейка с ситечком (к ситечку прикрепите голубые, тонкие нити
или ленты); рыжая белка, серый заяц, еж, медвежонок; запись птичьих голосов;
блюдце с капелькой молока; фотографии или рисунки зеленого, осеннего, зимнего
клена.
Воспитатель.
Теплые лучи солнца разбудили деревья и кусты. На их ветвях набухли почки.
(Рассмотрите почки, например, сирени, яблони.) Скоро, очень скоро появятся
молодые, зеленые листочки. С веранды или в окно группы понаблюдайте за дождем.
Умываются дождем растения, пьют свежую дождевую воду. Закончился дождь —
выглянуло солнышко. От тепла и влаги зазеленеют скоро деревья, кусты, травы.
Воспитатель.
Подойдем к нашему клену и полюбуемся им. Красив он в любое время года!
Вспомним, как менялся наш клен — разложим фотографии (рисунки) по порядку.
Дети
выполняют.
Летом и в
начале осени на ветвях клена было много зеленых листьев. В то время вы пришли
в детский сад, и наша игра только началась. Пришла осень и раскрасила листья в
яркие цвета: желтый, оранжевый, красный. К зиме клен сбросил листья и уснул.
Голый клен припорошило снегом. Снег на ветвях, снег под кленом. Какие же
изменения произошли сейчас?
Дети.
Растаял снег, появилась зеленая трава.
Воспитатель.
Почему же изменилось все вокруг? Какое время года наступило?
Д е т и.
Пришла весна.
Сказка о
том, как в лес пришла весна
Воспитатель.
Сейчас мы поиграем в сказку о том, как в лес пришла весна.
Лес. Зима —
холодная, морозная. (Дети съеживаются «от холода».) Под деревьями, на деревьях
— мягкий, пушистый белый снег. Посреди лесной поляны большой сугроб. (Дети с
ленточками в руках садятся вплотную друг к другу, воспитатель накрывает их
белым тюлем.) Любит сугроб сильные морозы?
Дети. Да!
Воспитатель.
Морозы делают сугроб крепче. Любит сугроб снегопады?
Дети. Да!
Воспитатель.
Снегопады делают сугроб больше. Однажды пришла в лес весна. (Включает музыку.)
Весна пришла с теплыми лучами солнца. (С оранжевым платком в руках ходит
вокруг сугроба.) Сугроб, ты любишь теплые лучи? Нет! Защекотали солнечные лучи
сугроб. (Щекочет детей.) Не выдержал сугроб и расхохотался. (Воспитатель
снимает тюль.) Побежали во все стороны веселые, звонкие ручейки. (Дети
разбегаются по группе, машут ленточками.) Побежали ручейки будить лес:
«Просыпайтесь, деревья! Просыпайтесь, кусты! Просыпайтесь, травы! В лес пришла
весна!» Проснулись растения и потянулись. (Дети оставляют ленточки в любом
месте группы, теперь они деревья: тянутся, улыбаются.) Улыбнулись теплому
солнышку. Обрадовались друг другу. (Не сходя с места, дети пытаются обнять
друг друга.) Весна пришла с теплым ветром. (Обмахивает детей платком, дети
покачиваются из стороны в сторону.) Закачались деревья на ветру. Весна пришла
с теплым дождем. («Поливает» детей из лейки.) Умылись растения, напились. На
ветвях деревьев, кустов набухли почки. Скоро, очень скоро появятся молодые,
зеленые листочки. (Ненадолго накрывает каждого ребенка зеленым, полупрозрачным
платком.) Как красив лес весной! Запели в лесу птицы. (Звучит запись пения
птиц.) Обрадовались деревья птицам и захлопали ветвями. (Дети хлопают в
ладоши.) Вот так пришла в лес весна.
Животные и
весна
Незаметно
под клен, на траву, надо посадить кузнечика, лягушку, бабочку, жука.
Воспитатель.
Ребята, посмотрите, кто это?
Дети.
Кузнечик, бабочка, лягушка и жук.
Воспитатель.
Некоторые из них насекомые. Кто же? Сколько у насекомых лапок?
Дети. Шесть.
Воспитатель.
Что делали кузнечик, бабочка, жук и лягушка всю зиму?
Дети. Они
спали под двумя теплыми одеялами: осенним (опавшими листьями) и зимним (снегом).
Пришла весна, и проснулись кузнечик, бабочка, жук и лягушка. Вылезли они из
своих зимних убежищ — радуются яркому солнышку, греются под его теплыми лучами.
Слышите, по-моему, кто-то фыркает.
Под кленом
появляется ежик.
Кто же это?
Дети. Ежик.
Пока дети
здороваются с ежиком, воспитатель незаметно убирает из-под клена насекомых и
лягушку.
Воспитатель.
Здравствуй, ежик! Мы очень рады тебя видеть! Ребята, куда же пропали насекомые
и лягушка?
Ежик. Это
они меня испугались. Я очень люблю жуков, кузнечиков и лягушек. Они такие
вкусные!
Воспитатель.
Ежик, не ешь, пожалуйста, кузнечика, жука, бабочку и лягушку, живущих под
нашим кленом.
Ежик.
Хорошо, не буду. К тому же я сегодня уже позавтракал.
Воспитатель.
А мы угостим тебя молоком.
Дети ставят
перед ежиком блюдо с молоком.
Ежик.
Спасибо, молоко я тоже очень люблю. Я вообще всеядный.
Под кленом
появляется рыжая белочка.
Белочка.
Здравствуй, дружище еж! Как хорошо, что ты проснулся!
Воспитатель.
Узнали вы этого зверька, ребята? Кто это?
Дети.
Белочка.
Дети
здороваются с белочкой, гладят ее.
Воспитатель.
Ребята, а я не сразу узнала белочку. Почему, как вы думаете?
Дети. Белка
поменяла шерсть. Зимой она была серая. Пришла весна, и у белочки выросла новая
шерсть — рыжая, не такая теплая, как серая.
Ежик.
Белочка, а где же мой старый друг, заяц? Белочка. Он все утро ищет свежую,
сочную траву.
Ежик.
Смотри, сколько ее под кленом! Давай, позовем зайчонка. Ребята, помогите.
Дети зовут
зайчонка. Под кленом появляется медвежонок.
Медвежонок.
Что вы раскричались? Спать мне не даете.
Белочка.
Сколько же можно спать?! Всю зиму проспал и весну проспать хочешь?!
Медвежонок.
Я зимой только родился. Нас мама-медведица в берлоге родила — меня и мою
сестричку. Я еще маленький, а маленьким спать надо много — сил набираться. Так
мама говорит.
Белочка.
Успеешь еще выспаться. Давай лучше поиграем. Дети берут в руки медвежонка,
белочку, ежа. Под кленом появляется серый заяц.
Заяц.
Подождите меня! Я тоже люблю играть! Ой, здравствуй, ежик, я очень рад тебя
видеть!
Воспитатель.
Ребята, а этого зверька вы узнали? Кто это?
Дети. Заяц.
Воспитатель.
Почему же и его я сразу не узнала?
Дети. Заяц,
как и белочка, поменял шерсть. Зимой он был белый. Пришла весна, и у зайца
выросла новая шерсть — серая, не такая теплая, как белая.
Белочка.
Заяц, ты же хотел полакомиться сочной, свежей травой. Смотри, сколько ее под
кленом. Ешь на здоровье.
Заяц.
Спасибо, очень вкусно! А теперь давайте поиграем. Я очень люблю играть.
Один из
детей берет в руки зайца.
Организуется
подвижная игра «У медведя во бору». Водящий — ребенок с медвежонком в руках. Играющие
«собирают ягоды», как можно ближе подбираясь к водящему, сидящему на «пне», и
приговаривают:
У медведя во
бору грибы-ягоды беру,
А медведь не
спит, он на нас глядит.
При
последних словах водящий вскакивает и пытается кого-нибудь поймать.
После этого
дети, игравшие с игрушками, передают их детям, игравшим без игрушек. Игра
повторяется несколько раз, пока все дети не сыграют с игрушками.
Дождик для
клена
Ручной труд
Воспитатель
(у проекта «Наш клен»). Пришла весна, и наш клен проснулся от зимнего сна. Что
разбудило его?
Дети. Теплые
лучи солнца.
Воспитатель.
Что делаем мы по утрам, после того как проснемся?
Дети.
Умываемся.
Воспитатель.
Что умоет наш клен?
Дети. Дождь.
Воспитатель.
Сделаем для клена дождь?
Дети. Да.
Для
выполнения этой работы дети делятся на три подгруппы. Задание для первой
подгруппы
1. Склейте
два листа ватмана А3. Нарисуйте облако и вырежьте
его.
2. Синюю
гуашевую краску выложите на пластиковую одноразовую тарелку большой лепешкой.
Аккуратно, тонкой струйкой, круговыми движениями влейте белую гуашевую краску в
синюю — должен получиться «эффект зебры» (краски не смешивайте).
3. Вместе с
детьми толстыми кисточками (щетина) круговыми движениями превратите белое
облако в темную дождевую тучу.
Задание для
второй подгруппы
1. Голубую
двустороннюю бумагу по короткой стороне разлинуйте на длинные, тонкие полоски
шириной 1—1,5 см.
2. Дети,
владеющие навыком работы с ножницами, могут разрезать листы бумаги по линиям
на полоски для капелек дождя.
Задание для
третьей подгруппы
1. Склейте
полоски так, чтобы получились капельки.
2. Капельки
прикрепите к туче, тучу — к солнцу.
Молодые
листочки
Ручной труд
Воспитатель
(у проекта «Наш клен»). Пролилась туча дождем — умылся клен, напился. Теперь
покроется он молодыми листочками. Сделаем для клена листочки?
Дети. Да.
Задание
1. Вырежьте
из белой, плотной бумаги кленовые листья.
2. Вместе с
детьми выберите краску (используйте акварель в тюбиках — она яркая и не пачкает
руки) и раскрасьте листочки.
3.
Прикрепите листья к веткам клена.
Одуванчики
под кленом Наблюдения на улице
На участке
детского сада рассмотрите одуванчики, аккуратно прикасаясь к цветкам.
Ручной труд
Воспитатель.
Под нашим кленом тоже могут расцвести красивые цветы. Вот обрадуются Аленка с
Антошкой, их друзья — звери и птицы. Сделаем для них одуванчики?
Дети. Да.
Материалы:
большие желтые картонные круги (диаметр 5 см) и круги из желтой гофрированной
бумаги того же диаметра по количеству детей; маленькие желтые картонные круги
(диаметр 2,5 см) по количеству детей; обрезки желтой гофрированной бумаги.
Последовательность
выполнения
1. На
большой картонный круг наклейте круг из гофрированной бумаги (клеем намажьте
только середину картонного круга).
2. Сверху
наклейте маленький картонный круг — это середина цветка.
3. Обрезок
гофрированной бумаги сомните и наклейте на середину, гофрированный круг
приподнимите со всех сторон — цветок станет пушистым.
4.
Одуванчики при помощи степлера прикрепите к траве под кленом .