Цель - расширить представления детей о сезонных
изменениях в жизни растений и животных, формировать способность детей выражать
свое отношение к природе через практическую деятельность.
Рассмотреть с детьми иллюстрации, изображающие
лиственные деревья, зверей родного края зимой, а также зимующих птиц, личинки
насекомых, зимующих под корой деревьев. Рассказать, как готовятся растения и
животные к зиме. Познакомить со строением птиц, обратив внимание на их разные
крылья, лапы, носы, объяснив такое различие тем, что птицы обитают в разной
среде (проводят большую часть жизни в воздухе, плавают, живут на земле),
по-разному питаются. Почитать рассказы В. Бианки «Разведчики» и «Чей нос
лучше», Г. Скребицкого «Навстречу весне».
Деревья к зиме перестают питаться, расти, погружаются
в глубокий сон. Листья выделяют много тепла, в них находится влага, которая
может замерзнуть, поэтому лиственные деревья сбрасывают свою листву. Сброшенные
с ветвей, гниющие на земле листья дают тепло и предохраняют корни от
вымерзания. На каждом дереве есть своеобразный панцирь, который защищает растение
от мороза. Все лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола
и веток пористую пробковую ткань. Пробка не пропускает ни воды, ни воздуха.
Воздух застаивается в ее порах и не дает источиться теплу из живого тела
дерева. Чем старше дерево, тем толще в нем пробковый слой. Поэтому старые,
толстые деревья легче переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкой корой
на стволиках и ветках.
Знатоки зверей рассказывают, как звери приготовились к
зиме. Звери надевают зимние шубы с более густым волосяным покровом. Одни звери
впадают в спячку, другие прячутся под снегом. А те, кто не спит, должен много
двигаться: бегать, прыгать, летать, чтобы раздобыть себе пищу. Если животные
сыты, им не страшен мороз. Возможно, удастся увидеть белку.
Знатоки птиц рассказывают о зимующих птицах, чем они
питаются, подчеркивая, что многие насекомоядные, например большой пестрый
дятел, зимой питаются семенами сосны и ели, орехами, желудями. Поползни и
пищухи тоже предпочитают плоды и семена. А синицы едят как насекомых, так и
растительную пищу. Малый же пестрый дятел не изменяет своих привычек и
продолжает есть насекомых. Сначала следует понаблюдать за птицами, которые
обитают на сосне, а затем на рябине, березе и других деревьях.
В лесу можно видеть разных птиц: дятла, синиц,
поползня, пищух в одной «столовой».
Предводителем у них - пестрый дятел с красным
околышком на шапке. У него нос, как пика. Он им пробивает насквозь кору. Он
командует отрывисто и громко: кик! кик!
За ним летят разные синицы: гренадерки в высоких остроконечных
шапках, пухлячки, похожие на короткий гвоздь с толстой шляпкой, черномазые
московки. Тут же в отряде пищухи в буреньких шинельках с носами - шильцами и
поползень в голубом мундирчике, с белой грудью и острым, как кинжальчик,
носом...
Дятел долбит кору и острым, крепким, как игла, языком
вытаскивает из нее короедов. Поползень кружит по стволу вниз головой и
просовывает свой тонкий нос в каждую скважину коры, где заметит какое-нибудь
насекомое или его личинку. Пищухи бегут по стволу снизу и поддевают их своими
кривыми носами-шильцами. Веселой ватагой крутятся на ветвях синицы. Они
осматривают каждую дырочку, каждую щелочку, и ни одна крошечная личинка не
ускользает от их быстрых глаз и проворных клювов.
На опушке соснового леса лакомятся ягодой рябины
снегири и свиристели, дрозды-рябинники. Теребят березовые сережки, шелушат
ольховые шишечки, подвесившись на тонких веточках красноголовые чечетки.
Следует также отметить, что некоторые птицы на зиму
переселяются ближе к человеку, и в городе можно увидеть ворон, сорок, галок,
синиц, снегирей, свиристелей.
Начать прогулку можно с игры «Найди дерево», называя
детям разные деревья и предлагая найти их. Знатоки деревьев должны
охарактеризовать известные деревья, рассказать о том, как они приготовились к
зиме.
Поискать личинки насекомых на деревьях и послушать
информацию знатока насекомых.
Знаток воды должен рассказать о том состоянии воды,
которое удастся увидеть в день прогулки.
Знаток воздуха рассказывает о воздухе: какого цвета
небо, о роли воздуха для животных и растений зимой.
Фенолог рассказывает об изменении погоды с
наступлением зимнего сезона.
Штурман ведет команду и вычерчивает маршрут, реммастер
перед прогулкой проверяет, у всех ли в порядке рюкзаки и т. д.
Поручить детям понаблюдать, какие изменения произошли
с их именным деревом, как чувствует себя их дерево, какие птицы посещают их
кормушки. Сравнить изменения, произошедшие в лесу и около их дерева, окопать
свое дерево снегом. |