Цель - формирование представления о взаимосвязях живой
и неживой природы на пришкольном участке, формирование желания целенаправленно
вести наблюдения за объектами природы и фиксировать свои наблюдения в дневнике
природы.
Перед прогулкой следует рассказать о значении зеленых
насаждений. Выяснить, где живут животные пришкольного участка, какие у них
дома, почему они живут на пришкольном участке. Как распространяются семена
некоторых растений (одуванчика, рябины, репейника). Какие птицы улетают, какие
остаются зимовать. Побеседовать о необходимости заботиться о зимующих птицах.
Продолжить чтение книги «Доктор Айболит».
Обратить внимание детей на изменения, произошедшие в
природе. Попросить их рассказать обо всем, что они видят в процессе прогулки
соответственно своим должностям. Понаблюдать за птицами пришкольного участка.
Попросить детей назвать и описать увиденных птиц, обратить внимание, на какие
деревья садятся эти птицы и почему. Прогуляться около репейника и посмотреть,
как он распространяет свои семена. Поиграть в игры «Узнай дерево», «Прилетели
птицы».
Прилетели птицы
Ведущий называет птиц и насекомых. Если ведущий назвал
не птицу, а насекомое, то играющие должны реагировать каким-то движением,
например, хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, Стрекозы, пауки...
Если дети хлопнули в ладоши, то ведущий спрашивает,
что неправильно. Дети объясняют, что стрекозы и пауки - не птицы. Если дети не
заметили ошибки ведущего, то он останавливается и шуткой обращает внимание
детей на ошибку. Затем игра продолжается.
Прилетели птицы: голуби, синицы,
Галки, воробьи, пчелы, муравьи...
Прилетели птицы: голуби, синицы,
Галки, воробьи, вороны, снегири и кузнечики.
Прилетели птицы: голуби, синицы, Галки, воробьи,
вороны, снегири, Лебеди и утки и спасибо шутке.
Работа с дневником природы. Дети рисуют именное дерево
(вид в октябре и ноябре) и все вокруг него (растения, птицы, насекомые).
Игровые задания «Угадай и собери», «Кто где живет», «Кто как путешествует».
Угадай и собери
В игре принимают участие две команды. Представители
команд задают друг другу заранее подготовленные или сочиненные загадки об
известных им представителях животного и растительного мира пришкольного
участка по темам:
1. Садовые растения.
2. Огородные растения.
3. Птицы.
4. Насекомые.
Отгадывающие должны не только отгадать загадку, но и
собрать из кубиков изображение растения или животного пришкольного участка по
загадке. Детям можно предложить следующие загадки:
Он никогда,
Он никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые
И дети?
(Лук.)
Медлительна очень она, в самом деле:
Ползет по тростинке с трудом, еле-еле.
А ты,
интересно, быстрее б ходил,
Когда бы на спину свой дом навалил?!
(Улитка.)
Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине сладко.
(Слива.)
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает.
Голосисто поет.
(Петух.)
Гладенький, аккуратненький.
Урчит, воркует, Дружка целует.
(Голубь.)
Уличный мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей.)
Я - капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
(Земляника.)
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
(Шиповник.)
Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редиска.)
Маленькие ножки,
Боится кошки,
Живет в норке,
Жует корки.
(Мышка.)
Мягкие лапки,
А в лапках царапки.
(Кошка.)
Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается.
(Собака.)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто как путешествует
Понадобятся карточки с изображением семян одуванчика,
рябины, репейника и способов их распространения.
Детям предлагается расположить рядом (например на
фланелеграфе) карточки с изображением семени и способа его распространения.
Кто где живет
Для выполнения задания потребуются карточки с
изображением животных и мест их жизни.
Детям дается задание расселить животных по их домам
(птица - гнездо, собака -конура, рыба - река, мышь - нора, человек - дом, белка
- дупло).
Прогулка «Берегись автомобиля»
Цель - выяснить, что знают дети о безопасности
движения пешеходов, способствовать формированию навыков грамотного передвижения
по ближайшим от школы улицам.
До прогулки следует провести викторину на знание
правил безопасного передвижения пешеходов. Познакомить детей с дорожными
знаками около школы, с понятиями «проезжая часть дороги», «перекресток».
Поиграть в игры, развивающие слух и реакцию детей.
Слепой медведь
Играющие выбирают водящего - медведя и очерчивают
границы площадки, на которой будут играть. Медведя с завязанными глазами
сажают в круг. Играющие окружают его. Самые смелые приближаются к медведю и
издают звуки при помощи какого-нибудь предмета. Медведь идет на звук и
старается поймать или хотя бы коснуться кого-нибудь. Спасаясь от медведя,
нельзя выбегать за границы игровой площадки.
Осаленный игрок становится медведем. Если медведь
долго не может никого осалить, то его можно заменить другим, более проворным
игроком. Игрок, вышедший за игровую площадку, считается осаленным и заменяет
водящего. Если к краю площадки приблизился слепой медведь, то его следует
отвлечь звуком с другой стороны площадки. Приблизившийся к медведю игрок
должен обязательно издавать звук.
Антошка
Эта игра лучше проходит при 15 и более участниках.
Выбирается водящий - Антошка. Остальные играющие становятся вокруг него тесным
(без промежутков) кругом. Руки у всех за спиной. У одного из участников в руках
платок. Он начинает напевать: «Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке»,
передавая платок за спиной соседу справа или слева, а сам продолжает напевать,
пока не кончится фраза. То же делает следующий, кто получил платок. По кругу
идет как бы волна пения, причем каждый поющий еще и раскачивается из стороны в
сторону.
Антошка бросается из центра круга туда, где поют. На
кого он покажет рукой, тот должен тотчас показать свои руки. Если платок у
него, то он сменяет водящего.
Начинает петь только тот, кто получил платок, и поет
только до конца фразы. Нельзя задерживать у себя платок после окончания фразы,
его сразу нужно передать соседу.
Если водящий назвал играющего, у которого в данный
момент находится платок, тот не должен уже пытаться передавать его соседу, а
сразу показывает свои руки и отдает платок водящему.
После прогулки предложите детям нарисовать по памяти
по два-три дорожных знака.
|