Цель - познакомить детей с понятиями «линия горизонта»
и «стороны горизонта», помочь овладеть простейшими навыками ориентирования и
техники пешего туризма и определить уровень владения этими навыками,
определить характер общения с растениями, животными, окружающими людьми,
развивать потребность в физической активности.
Для определения сторон горизонта можно рекомендовать
детям следующие способы:
- по древесным слоям спиленного дерева, пень которого
находится в стороне от предметов, загораживающих солнечные лучи и у которого
суженные кольца (по отношению к сердцевине) указывают на север, а утолщенные -
на юг;
- по расположению сучьев растущего в стороне от других
больших предметов дерева. С той стороны, где сучьев меньше, - там север;
- по расположению муравейника относительно ближайшего
дерева. Муравьи устраивают свое жилище обычно к югу от ближайших деревьев или
пней. Северный склон муравейника всегда круче южного;
- по древесным лишайникам, которые всегда покрывают
сучья и ствол дерева с северной стороны.
Следует помнить, что только совокупность нескольких
признаков дает более точно указание на расположение сторон горизонта.
Для овладения простейшими навыками ориентирования и
техники пешего туризма можно использовать следующие игры.
Секретная цифра
Паре учащихся предлагается нарисовать цифру, проводя
линии по сторонам и диагоналям клеток, и написать «легенду» на задуманную
цифру. Затем обменяться составленными задачами и каждому решить задачу своего
партнера.
Например: а) 1 клетка на СВ; б) 1 клетка на В; в) 1
клетка на ЮВ; г) 1 клетка на Ю; д) 3 клетки на ЮЗ; е) клетка на Ю; ж) 3 клетки
на В.
Канатоходец Тибул
Протянуть по земле канат и предложить детям пробежать
по нему, как канатоходец Тибул из сказки Юрия Олеши «Три толстяка», стараясь
наступать на канат, а не мимо. Победителем окажется тот, кто ни разу не
наступит мимо каната. |