Этот вид прогулок отличается от традиционных прогулок
в детском саду лишь тем, что все возможные детские игры, развлечения и
занятия на воздухе переносятся с группового участка в другое место, обычно
расположенное за пределами территории детского сада. Можно погулять с малышами
в ближайшем парке, сквере, в лесу, роще, на лугу; пройти по берегу моря, речки
или ручья; заглянуть в соседние дворы, на спортивные площадки.
Дети трех-четырех лет очень любят подобные прогулки, с
удовольствием ходят на них, с нетерпением ждут их. И это закономерно. Ведь
прогулки по окрестностям позволяют расширить территорию активных действий
ребенка, пополнить его сознание новыми знаниями и представлениями об
окружающем и просто немного душевно расслабиться, ощутить свободу, которую
помимо всех ваших желаний и усилий все же сковывают заборы, перегородки и
живые изгороди участков.
Прогулки по окрестностям не требуют специальной
подготовки. Достаточно предложить детям погулять и поиграть в другом месте, и
они с восторгом согласятся.
Места первых прогулок педагог определяет сам, а в
дальнейшем место выбирается в соответствии с пожеланиями большинства детей.
Можно установить определенную очередность мест посещения. Например, сегодня мы
идем гулять во двор Петиного дома, а в следующий раз — во двор к Марине. В этом
случае появляется возможность активизировать речь детей через их рассказы о
«достопримечательностях» своих дворов или других предлагаемых ими мест.
Выбирая место для прогулки, педагогу необходимо
придерживаться следующих правил:
Прежде чем вести куда-то детей, обязательно
предварительно побывайте там. Убедитесь, что это место и путь к нему безопасны.
Подумайте, чем дети могут там заняться, во что поиграть, что рассмотреть.
Желательно, чтобы это была площадка с разнообразным игровым оборудованием.
Рассчитайте время на дорогу, чтобы его хватило не только дойти туда и
вернуться обратно, но и от души наиграться.
Если вы задумали пеший поход по ближайшим
окрестностям, то, определяя его длительность и маршрут, учитывайте физические
возможности всех ваших малышей. В этом случае стоит предусмотреть 1—2
остановки на пути следования, где дети могли бы посидеть на скамейках, что-то
рассмотреть, с чем-то повозиться (с листьями, шишками, камешками, снегом и т.
п.).
Помните! Разочарование от нереализованных желаний (например,
поиграть) и усталость могут привести к отказу детей от прогулок по окрестностям,
что отрицательно скажется на развитии их познавательных потребностей и
интересов.
Прогулки по окрестностям можно проводить один раз в неделю. |