Дети объясняют, что зимой, когда холодно,
капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым
летом идет дождь, а холодной зимой - снег. Дети видят, что, попав на теплую
ладошку, снежинки тают и превращаются в капельки воды.
Воспитатель предлагает детям поймать на варежку или
рукав несколько снежинок и внимательно рассмотреть их форму. Пусть дети
убедятся, какие снежинки разные: есть шестилучевые звезды, звездчатые батареи,
игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. (Подробнее
они описаны в приложении «Организация зимних прогулок».)
Воспитатель рассказывает, что форма
снежинок очень зависит от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают
медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной,
поэтому их легко рассмотреть. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие
шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет
сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В
сильный мороз снег хрустит под ногами - это ломаются от нашей тяжести лучики
снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег
падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.
Также на прогулках можно провести опыты по изучению
свойств снега. Они описаны ниже, в приложении «Организация зимних прогулок».
Организация зимних прогулок
Наблюдения за неживой природой
1. Наблюдение за тем, как идет снег. Наблюдая
снегопад, обратить внимание детей на то, как изменяется форма снежинок в
зависимости от погоды.
2. Когда идет сильный снег, можно объяснить детям, что
это снегопад, и спросить, как они думают, почему его так называют люди.
3. Наблюдение за формой снежинок.
• Пожалуй, самая красивая снежинка - это шестилучевая
звезда. Она была зарисована впервые свыше 400 лет назад, в 1555 году.
Рассматривая эту снежинку, Кепплер в 1611 году установил, что лучи ее
расходятся строго под углом в 60 градусов. Кепплеровский закон постоянства
углов, основанный на наблюдениях за формой снежинок, оказался основополагающим
в кристаллографии.
• Когда над плоскостью звезды возвышается на зернышке
небольшая пластиночка, снежинку называют звездчатой батареей. Встречаются
среди снежинок шестигранные столбики. Бывает, что столбики срастаются, образуя
столбчатые батареи. Вытянутые тончайшие снежные кристаллики известны как иглы. Игольчатые
батареи - это пучок сросшихся остроконечных игл.
• Пушинки когда-то слыли «заиндевелым снегом». Если
пристальнее вглядеться в пушинку, то можно заметить, что пластиночка ее с одной
стороны густо обросла кристалликами инея, стала как бы мохнатой. Нередко также
опушаются и звезды. Когда подпушь на них слишком высокая, то пушинку называют
округлой.
• Снежинка пластинчатый еж представляет собой десятки
сросшихся ребристых пластинок. Выпадает иногда в виде хлопьев. Если вместо
пластинок срастаются лучи, то еж называется звездчатым.
• Снежинка-запонка получила свое название за то, что
имеет форму вытянутого столбика, по концам прикрытого одинаковыми
шестиугольными ледяными пластинками. В снегопадах по объему больше всего
бывает пластинчатых ежей, зернистых звезд и звездчатых пушинок.
4. Наблюдение за ледяными узорами на стекле. Пусть
ребята постараются найти знакомые очертания - листья, елочку, сказочных птиц,
кораблик, снежные горы.
Опыты
1. Снег сохраняет тепло: он укрывает землю будто одеялом,
охраняя растения от мороза. На прогулку выносятся 2 бутылки с водой одинаковой
температуры (температура воды измеряется градусником). Одна бутылка
закапывается в снег, другая остается на веранде. В конце прогулки температура
воды измеряется снова, и оказывается, что бутылка в снегу охладилась меньше.
2. Превращение воды из жидкого состояния в твердое: вода
на морозе превращается в лед. Можно залить водой снежную горку, и она
превратится в ледяную. Залив подцвеченной красками водой формочки, мы получим красивые
ледяные фигурки для украшения участка, снежной клумбы.
3. Снег в холодную, морозную погоду становится «нелипким»,
«сухим», из него нельзя лепить снежные комки, делать постройки. Чтобы лепить из
снега, его нужно увлажнить. Кучку снега поливают водой и лепят различные формы
- лепестки цветов, листья, завитки. Наиболее эффектными получаются эти
фигурки, если вода подцвечена краской.
4. Превращение снега в воду: попробуем внести в группу
комок снега и положить его в чашку. Через некоторое время дети смогут убедиться
в том, что снег превратился в воду. Но воду эту нельзя назвать чистой - в ней
видны частички грязи, пыль. Происходит это потому, что во время снегопада снег
собирает из воздуха частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег кажется
белоснежным, в нем содержится много грязи и микробов. Еще и поэтому снег нельзя
есть: можно не только простудиться, но и получить кишечную инфекцию.