Цель: формировать у детей представление о том, как
органы чувств (пятеро помощников) — глаза, уши, нос, язык, кожа —
помогают знакомиться с окружающим миром, обобщать имеющиеся у детей
знания о функциях органов; приобщать их к здоровому образу жизни;
поддерживать и стимулировать познавательные мотивы ребёнка, активное
отношение к окружающей действительности и способам её изучения;
воспитывать бережное отношение к своему организму.
Предварительная работа: провести занятия на тему: «Внешнее строение человека», ознакомить детей с произведением «Приключения Стобеда».
Ход занятия
Воспитатель (В.). Дети, к нам в сад прилетел заморский гость! Вот так новость! Может, и в нашу группу зайдёт (раздаётся стук).
В группу входит взрослый в костюме волшебника.
Волшебник Негорюй. Здравствуйте, ребята! Меня зовут
волшебник Негорюй. Я прилетел к вам из далёкой страны за помощью. У нас
случилась беда. В нашей стране живут люди, которые всегда чёрные и
чумазые. Поэтому там всегда бывают только чёрные дни. И страна наша
называется Черноландия. Все жители в ней ходят грустные и часто болеют.
В. Наверное, про мыло, мочалку, мягкое полотенце,
расчёску, зубную пасту и щётку там никто не знает. А как вы думаете,
ребята, почему они грустные и болеют? (Не моются, не чистят зубы и т.д.)
А как можно им помочь? (Послать им мыло, мочалку, зубную пасту и щётку,
шампунь, расчёску). Я уже собрала для них посылку. Давайте проверим,
всё ли я положила. А помогут нам в этом наши помощники. Назовите их,
дети. (Нос, язык, кожа, глаза, уши.)
(Воспитатель поочерёдно вынимает предметы из посылки и предлагает
каждый обследовать и описать, уточняя, какие анализаторы помогли это
сделать.)
В. Закройте глаза и не открывайте их пока я не
скажу. Ответьте, что я достала? (Достаёт мыло.) Откройте глаза. (Ответы
детей.) С помощью чего вы смогли определить, что у меня в руках мыло?
(Глаз.) Что ещё увидели ваши глаза? Какое мыло (цвет, форма, размер)?
(Розовое, овальное, маленькое.) Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть.) Что
может помощник «Глаза»? (Видеть цвет, форму, размер.) А сейчас возьмите
мыло в руки и понюхайте. Что вы почувствовали? (Запах.) А какой помощник
помог вам это определить? (Нос.) Правильно, нос умеет различать запахи.
Попробуйте зажать его. (Воспитатель наблюдает за попытками детей не
вдохнуть. Вскоре все делают вдох.) Для чего ещё нужен помощник «Нос»?
(Чтобы дышать.) А какое мыло на ощупь — шершавое или гладкое? (Гладкое.)
Как вы догадались? Какой помощник вам помог? (Руки.) Да, руки. Чем они
покрыты сверху? (Кожей.) Для чего нужно мыло? (Чтобы мыться, быть
чистыми.) А теперь давайте намочим мыло под струёй воды. Что вы
почувствовали? Какая вода? (Тёплая, холодная.) Что случилось с мылом?
(Стало мокрым, пенится.) Как мы узнали, что оно мокрое и пенится? Какие
помощники нам помогли? (Кожа, глаза.) Что можно почувствовать кожей?
(Тепло, холод, боль, прикосновение.)
Точно так же исследуются и остальные предметы посылки.
В. Ну вот мы и собрали посылку. Теперь жители страны
Черноландии узнают, что такое мыло, щётка, полотенце и станут мыться,
чистить зубы, расчёсываться, будут чистыми и весёлыми.
Воспитатель передаёт посылку волшебнику Негорюю и предлагает остаться
и узнать ещё много полезного, чтобы жители его страны стали такими же
весёлыми и здоровыми, как наши дети.
Центр физкультуры и спорта «Крепыш».
В. Чтобы быть здоровыми и весёлыми, нужно не только чистить зубы, мыться, расчёсываться, а что ещё? (Делать зарядку.)
Дети вместе с воспитателем делают зарядку и массаж.
Массаж ушных раковин.
Сидя по-турецки, «лепим» ушки для доброго слона: поглаживаем ушные
раковины, тихонько оттягиваем их вверх, вниз, в стороны (по 5—6 раз в
каждом направлении). Нажимаем на мочки, «надеваем» на них красивые
клипсы. «Лепим» уши внутри раковины: делаем 7—8 вращательных движений по
часовой стрелке, затем — против.
Массаж живота.
Лёжа на спине, поглаживаем живот по часовой стрелке, похлопываем
ребром ладони, кулачком, снова поглаживаем, пощипываем, опять
поглаживаем.
Массаж рук.
«Моем» кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения тепла. Вытягиваем
каждый пальчик. Фалангами пальцев одной руки трём «мочалкой» руку до
плеча (сильно нажимаем на мышцы плеча и предплечья), «смываем водой
мыло» (ведём одной рукой вверх, затем ладонью вниз) и «стряхиваем воду».
Массаж ног.
Сидя по-турецки, подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем
пальцы ног, поглаживаем между пальцами, раздвигаем их; сильно нажимаем
на пятку, растираем стопу, щиплем, похлопываем по пальцам, пятке,
выпуклой части стопы, делаем стопой вращательные движения, вытягиваем
вперёд носок, пятку, затем похлопываем ладонью по всей стопе,
приговаривая: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым,
счастливым!» То же проделываем с правой ногой: поглаживаем, пощипываем,
сильно растираем голени и бёдра.
Игра «Покачай малышку».
Прижимаем к груди стопу ноги, покачиваемся, касаемся лбом колена,
стопы ноги, поднимаем выше головы, делаем вращательные движения вокруг
лица.
Дыхательная гимнастика. Упражнения «Задувание свечи», «Одуванчик», «Понюхай цветок».
В. Какие вы молодцы! Сразу стали бодрыми, весёлыми, задышали свободнее!
Центр драматизации.
Игра «Прочитай стихотворение руками».
В. Давайте узнаем, что умеют делать наши помощники
«Руки» и «Ноги». (Воспитатель предлагает ребёнку убрать за спину руки и
взять со стола книгу. Ребёнок, конечно же, просьбы не выполняет.)
В. Зачем вам руки? (Чтобы брать предметы, рисовать, складывать конструктор и т.д.)
А теперь попробуйте походить без ног. (Дети предпринимают безуспешные
попытки.) Зачем нам ноги? (Чтобы ходить.) Что общего между руками и
ногами? (Они покрыты кожей, имеют пальцы, ногти, двигаются и т.д.). Чем
отличаются ноги и руки? (Ноги умеют ходить, а руки — брать предметы, у
них есть кисть, локоть, у ног есть стопа, колено.)
А ещё наши руки умеют рассказывать стихотворение. Я вас сейчас научу.
Что такое чистым быть
(разводят руки в стороны, поднимая плечи)?
Руки чаще с мылом мыть
(потирают ладонь о ладонь),
Грязь убрать из-под ногтей
(имитируют движение щётки)
Да постричь их поскорей
(показывают указательный и средний палец правой руки, а остальные подбирают и имитируют движения ножницами).
Умываюсь по утрам
И ещё по вечерам
(гладят ладонями по щёкам).
Чисто вымою я уши —
Будут уши лучше слушать
(потирают уши).
Отчего блестят глаза
(моргают)?
С мылом умывался я (указательными пальцами поглаживают закрытые глаза)!
Мне ещё нужна сноровка
(указательными пальцами имитируют движения зубной щётки),
Чтобы зубы чистить ловко,
Дружат волосы с расчёской (кивки головой вправо и влево поочерёдно),
Хороша моя расчёска (хлопки справа и слева).
Центр грамотности.
Воспитатель предлагает рассмотреть большой портрет ребёнка или взрослого.
В. Сейчас мы превратимся в волшебников. Представьте
себе, что вы — любой предмет на этой картине. Попробуйте рассказать о
ней с точки зрения этого предмета.
«Я — образ» — составление рассказа.
В. Первой я превращаюсь в помощника «Нос».
«Я — нос. У меня есть дырочки и крылья, которые их защищают. Я умею
дышать. Вдыхаю холодный воздух, а выдыхаю горячий. Я чувствую все
запахи. Запахи есть сильные и слабые, приятные и неприятные, понятные и
непонятные. Приятно пахнет суп, каша, а неприятно — испорченные
продукты, мусор. А ещё, когда человек простуживается, я чихаю и меня
закапывают лекарством из пипетки, а потом вытирают мягким носовым
платком.» Ну а теперь, ребята, вы будете рассказывать о других
помощниках. (Ответы детей.)
Волшебник Негорюй переходит из центра в центр, и дети рассказывают, что они делают.
|