Программное содержание: уточнить представления детей о
человеческом теле, о назначении (функции) отдельных его частей и органов;
объяснить, что внутри тела есть скелет, сердце, легкие, что все органы важны
для человека (он здоров и хорошо себя чувствует, если они нормально работают);
что организм надо укреплять и развивать (заниматься физкультурой, закаляться,
поддерживать чистоту и порядок в помещении, проветривать его, ухаживать за
растениями, так как они улучшают воздух и создают красоту); что весной
организм ослаблен, поэтому надо больше бывать на воздухе, потреблять продукты,
богатые витаминами.
Материал: кукла Айболит, грузовая автомашина (крупная
игрушка) с красным крестом; сушеные ягоды, отвар шиповника, лимон, черная
смородина, протертая с сахаром, чеснок.
В занятии принимает участие медсестра.
Ход занятия
1-я часть. Воспитатель объявляет, что в детский сад
приехал доктор Айболит. Он сейчас придет в группу, чтобы поинтересоваться
здоровьем ребят и осмотреть их. Через некоторое время медсестра вносит
Айболита. Воспитатель говорит от имени куклы: «Дети, я хочу проверить, что вы
знаете о своем теле, о своем здоровье, и дать вам несколько советов.
Разденьтесь до трусиков и маечек. Скажите, какие части тела вы знаете. У всех
есть ноги; а для чего они? Ощупайте и осмотрите ноги — из чего они состоят?
Правильно, есть мягкие части — это мышцы, а есть очень твердые— это кости,
которые держат мышцы (показывает на одном-двух детях мышцы ног). Еще есть на
ногах места, где кости сгибаются. Это суставы. Сосчитайте, сколько их. Теперь
встаньте, согните одну ногу... теперь другую... присядьте... встаньте. Легко ли
сгибаются ваши суставы? Если ноги здоровые — кости крепкие, прямые, мышцы
упругие, суставы хорошо сгибаются, то человек может легко ходить, бегать,
прыгать, делать разные физические упражнения».
Аналогичным образом идет обсуждение и рассматривание
рук, туловища. Айболит обращает внимание детей на позвоночник, грудную клетку
(ребра), предлагает каждому найти их у самого себя и друг у друга. Просит
медсестру сделать с ребятами разные упражнения, а сам наблюдает, легко или с
трудом дети их выполняют. Хвалит детей за ловкость и быстроту. Говорит, что
ребята должны беречь свое тело, руки и ноги, развивать и укреплять мышцы.
Затем разговор идет о голове, глазах, ушах, носе, рте,
зубах. Айболит предлагает закрывать руками то глаза, то нос, то уши и
определять свои ощущения. Говорит о том, как плохо человеку, если у него слабое
зрение, слух, если у него насморк. Подчеркивает, что все эти органы надо
беречь — они помогают видеть, слышать, говорить, воспринимать запахи и т. д.
Далее Айболит обращает внимание детей на внутренние
органы: .они находят сердце, слушают, как оно бьется. Положив руки> на
грудную клетку, определяют легкие через вдох и выдох. Айболит подчеркивает,
что сердце — главный орган (как мотор у машины), оно перегоняет кровь по всему
телу, а кровь снабжает кислородом и питательными веществами все другие органы.
2-я часть. Айболит просит медсестру рассказать, что
взрослые делают в детском саду для того, чтобы дети были здоровы, хорошо
развивались физически, закаляли свой организм. Медсестра кратко сообщает о
том, что помещение часто моют, чтобы не было пыли и грязи, часто проветривают,
чтобы воздух был свежим (показывает открытые фрамуги в спальне, раздевалке).
Сообщает Айболиту, что дети живут по определенному распорядку: всегда в одно и
то же время завтракают и обедают, после обеда обязательно отдыхают (спят),
ежедневно гуляют. Взрослые помогают детям следить за чистотой тела — учат мыть
руки, полоскать рот, закаливать
свой организм, делать
физические упражнения.
Айболит радуется тому, что все в детском саду делается
правильно. Спрашивает, зачем в комнате так много растений. Дети и взрослые
объясняют ему, что растения улучшают воздух, дают кислород; кроме того, они
украшают помещение, а красота тоже положительно сказывается на состоянии
здоровья.
3-я часть. Айболит сообщает, что зимой мало солнца и
света, поэтому к весне организм становится ослабленным, а чтобы не заболеть,
надо употреблять в пищу продукты, в которых много витаминов. Он просит
медсестру привезти в комнату его автомобиль, в котором находятся такие
продукты. Показывает сухие ягоды шиповника, угощает всех готовым отваром. Дает
каждому ребенку по ложечке черной смородины. Оставляет к чаю лимон, а к обеду —
чеснок. Советует есть эти продукты и дома.
В заключение занятия Айболит сообщает, что хочет
знать, как дети умеют мыть руки, как они спят после обеда, как занимаются
физкультурой, и поэтому будет иногда приходить в группу. |