Программное
содержание: продолжать воспитывать у
детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый
образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой
организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике,
зеленом луке; уточнить представления детей об известных им фруктах (названия,
цвет, форма, вкус); сообщить новые знания о том, как писать письмо, как
оформлять конверт; учить сажать лук.
Материал: большая игрушечная грузовая автомашина, кукла
Айболит, мешочек с фруктами (яблоко, апельсин, лимон), мешочек с сухими плодами
шиповника и термос с настоем шиповника, мешочек с репчатым луком, 2—3 ящика с
землей, совки, лейки, бумага и конверт для письма.
Занятие проходит после прогулки, его помогает
проводить помощник воспитателя.
Ход занятия
Еще на прогулке воспитатель сообщает, что в детский
сад опять приехал Айболит, ходит по группам и проверяет здоровье детей.
1-я часть. Разговор с детьми о здоровом образе жизни. Помощник
воспитателя привозит в группу грузовую автомашину, на которой лежат разные
мешочки, термос, поверх всего сидит Айболит. Воспитатель здоровается с куклой,
берет в руки, говорит с ней и от ее имени с детьми. Айболит интересуется
здоровьем детей и их образом жизни: осматривает ребят, отмечает розовые щеки,
блестящие глаза, улыбки. Выясняет, много ли дети гуляют, хорошо ли спят ночью и
днем, проветривается ли помещение. Помощник воспитателя сообщает, что, пока
дети гуляли, комната проветривалась, просит заглянуть в спальню — там и сейчас
открыты фрамуги. Айболит просит ребят закрыть глаза и втянуть поглубже воздух,
чтобы почувствовать, свежий он или нет. Спрашивает, занимаются ли дети
физкультурой, когда они последний раз делали зарядку. В заключение говорит: «Вы
молодцы — ведете здоровый образ жизни. Я слышал, что вы даже ходите гулять в
лес. Это замечательно: в лесу воздух всегда чище, чем в городе. Тут ведь
машины ездят и загрязняют его выхлопными газами».
2-я часть. Дети пишут письмо больному товарищу. Айболит
выясняет, кто из детей сейчас болеет, выражает сочувствие в их адрес.
Предлагает написать письмо, диктует его помощнику воспитателя, например:
«Здравствуй, дорогой Сережа!
Ты давно болеешь и не ходишь в детский сад. Мы тебе
очень сочувствуем. Выздоравливай скорей — принимай лекарства, витамины. Будем
вместе играть и гулять — у нас хорошо и весело. К нам приходят Красная Шапочка
и Айболит.
До свидания.
Дети и воспитатели средней группы».
Воспитатель достает конверт, показывает его детям и
Айболиту. Говорит, что на конверте надо написать полный адрес Сережи, иначе
письмо не дойдет по почте. Диктует адрес. Кладет письмо в конверт и заклеивает
его. Просит Айболита по пути из детского сада опустить письмо в почтовый ящик.
3-я часть.
Посадка лука.
Айболит спрашивает, едят ли дети витамины и какие.
Ведь зимой организм истощается — даже животные начинают болеть. Дети сообщают,
что они заботятся о попугае и выращивают для него зеленый овес, показывают
коробочки. Айболит удивлен, хвалит ребят, просит разгрузить машину, достать
мешочек с луком. Сообщает, что в зеленом луке очень много витаминов, его надо
выращивать и есть за обедом. Предлагает посадить луковицы в ящики с землей.
Воспитатель достает подготовленные ящики, показывает
детям, как надо сделать ямку, посадить луковицу донцем и полить. Говорит
Айболиту: «Дорогой доктор, я тоже посажу луковицу, но иначе, чем все ребята,— в
отдельную прозрачную баночку, в которой много воды. Мы с ребятами будем наблюдать
за луковицей и рисовать ее».
Ящики с посадками и банку ставят на окно.
4-я часть. Айболит просит детей помыть руки после работы (это
тоже необходимое условие здорового образа жизни). Сообщает, что привез
витаминное угощение. Просит достать мешочек с фруктами, помыть их. Выкладывает
фрукты по одному, спрашивая у детей, как они узнали яблоко, лимон, апельсин.
Помощник воспитателя разрезает фрукты на кусочки. Айболит предлагает всем
закрыть глаза и открыть рот. Кладет каждому ребенку в рот по кусочку яблока,
потом по кусочку лимона, затем по ломтику апельсина. Дети каждый раз объясняют,
как они отгадали, что это за фрукт.
В заключение Айболит показывает детям сухие плоды шиповника,
дает их потрогать. Объясняет, что это очень полезные ягоды. Их надо собирать
осенью и сушить. Из шиповника можно делать вкусный витаминный чай. Разливает из
термоса настой в чашки и предлагает детям выпить. Дает совет дома почаще есть
натуральные витаминные продукты. Говорит, что еще раз придет к детям, когда
вырастет лук.
Воспитатель просит Айболита не забыть опустить письмо
в почтовый ящик. Куклу увозят на машине.
Вечером этого же дня воспитатель предлагает всем, кто
захочет, сесть вокруг стола, посередине которого стоит банка с луковицей. Сам
делает ее зарисовку по трафаретам (см. вклейку, рис. 10), поясняя детям каждое
свое действие. Говорит, что луковица будет меняться — прорастать и он с детьми
будет ее один раз в неделю зарисовывать. Так начинается ведение календаря
наблюдений за ростом и развитием лука.
В конце недели воспитатель дает детям и родителям задание
— сходить к почтовому ящику, рассмотреть его, обсудить, кто и как опускает
письма, кто и как вынимает их и куда увозит. |