Цели:
— познакомить детей с понятиями «настроение» и «чувства»;
— учить понимать настроение другого человека;
— познакомить со способами управления и регуляции настроения;
— диагностировать эмоциональное состояние детей.
* * *
1. Музыка
Звучит веселая музыка.
Воспитатель.
Опишите настроение музыки.
Дети.
Она веселая, озорная.
Воспитатель. Что вы чувствовали, когда слушали эту
музыку? Что вам хотелось делать?
Дети. Хотелось
веселиться и танцевать.
Воспитатель. У музыки, как и у человека, есть настроение.
И оно бывает разным.
Звучит
серьезная музыка.
Что вы теперь почувствовали?
Дети. Мы стали серьезными.
Воспитатель. Какая музыка вам больше понравилась?
Почему?
Дети. Обе понравились. Но у каждой музыки свое настроение.
2. Чувства
Воспитатель. Сегодня мы будем говорить о третьем лепестке
нашего «цветка-волшебства» — чувствах. Кто скажет, где живут чувства? Найдите
место на теле, где они находятся.
Дети. Там, где сердце.
Воспитатель. Да, дети, ум — в голове, а чувства — в
сердце. Поэтому о чувствах и говорят, «сердцем чувствую». А все тело — это наш
большой дом.
Воспитатель выставляет рисунки с изображением двух
волшебников — доброго и злого.
Дети, к нам в гости пришли два волшебника, попробуйте
угадать, какие чувства они испытывают.
Воспитатель читает стихи, а дети определяют по мимике
волшебников и по стихотворениям, какой
персонаж злой, а какой добрый.
Вспомните мультфильм «Приключения кота Леопольда». Какими
были мышата?
Дети отвечают.
А кот?
Дети отвечают.
Что ему прописал врач?
Дети отвечают. Что произошло с котом после «озверина»?
Дети отвечают.
А кто вам больше понравился: мышата или кот Леопольд?
Дети отвечают.
2. Тренинг эмоций
Волшебники предлагают детям закрыть глаза и превратиться
в шаловливых, сердитых и веселых мышат.
3. Займи свой домик
«Мышки» садятся на стульчики, расположенные по кругу,
т.е. в свои домики. Но им хочется погулять, порезвиться, побегать. По сигналу
взрослого они веселятся, а в это время один домик исчезает. Сигнал оповещает,
что надо занять свои домики. Игра длится до тех пор, пока не останется самый
шустрый мышонок.
Воспитатель. Какое настроение у нас после игры?
Дети. Хорошее.
Воспитатель. Развеселили мы злого волшебника?
Дети. Да.
4. Пальчик-мальчик
Воспитатель читает стишок, а дети выполняют упражнение
на развитие моторики.
Пальчик-мальчик,
где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Воспитатель. Нарисуйте волшебников. Подумайте, какие
краски вы возьмете для изображения доброго, веселого волшебника, а какие для
злого?
Дети выполняют
задание.
Волшебники очень рады и тоже хотят вас отблагодарить и
подарить вам «волшебные цветы». Они разного цвета: от белого до черного.
Дети сами
выбирают цветок, который им понравился. Звучит песня В. Шаинского
«Улыбка».
Добрый волшебник
Я слабым помогать готов,
Попавшим вдруг в беду,
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда,
Жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
Злой волшебник
А я с улыбкой не дружу
И лишь обидам рад.
Я гневом, злостью дорожу,
Кусаю всех подряд.
Не пожалею никогда,
Нигде и никого.
Люблю на свете я всегда
Себя лишь одного.
Что делать, если у тебя плохое настроение?
Цели:
— продолжать учить детей различать эмоции;
— упражнять в регуляции своего эмоционального состояния;
— познакомить детей со способами саморегуляции.
1. Три настроения
Выставляется плакат «Три настроения».
Воспитатель. Когда у человека все хорошо, он всем
доволен и всех любит. Его настроение похоже
на чистую воду: и мысли и чувства у него ясные и
чистые.
А значит, и поступки он будет совершать ... какие?
Дети. Хорошие.
Воспитатель. Правильно, и тогда в голову приходят
отличные идеи, настроение становится прекрасным и радостным, как салют, мысли
тоже блестят и переливаются, как вода в этом стакане. Но бывает, что мысли
человека грустны и неприятны, ему плохо или обидно. Тогда его мысли похожи на
темную, мутную воду. Поэтому постараемся как можно чаще думать ... о чем?
Дети. О хорошем.
2. Жужа
Жужа сидит на стуле.
Дети бегают вокруг,
дразнят, щекочут, дотрагиваются.
Жужа, Жужа, выходи, Жужа, Жужа,
догони!
Жужа терпит, но когда ей все надоедает, она вскакивает
и начинает гоняться за обидчиками. Кого поймала, тот попадает в плен и выбывает
из игры.
Воспитатель. Игра подняла вам настроение. Попытаемся
его закрепить, выполнив ряд упражнений. А заодно нам выпустить из себя злого
дракона, очистить мутную воду и сделать мысли и чувства чистыми.
• «Потопать ногами» или сделать физические упражнения
«Рыбки», «Лягушки».
• «Надуть воздушный шарик» «злостью» и дать ему
лопнуть.
• «Воздушный шарик» на расслабление мышц живота.
• «Смыть» дурные чувства.
• «Подними себя сам». Сидя на стульях, взяться двумя
руками за стул снизу и попытаться поднять себя.
Дракон ловит свой хвост
Организуется игра.
Дети держатся за талию. Первый — голова, последний —
хвост. Первый игрок пытается схватить последнего.
Воспитатель. Какое у вас теперь настроение?
Дети. Хорошее.
Воспитатель. А теперь давайте выполним упражнение под
названием «Кляксы».
2. Кляксы
Дети берут краску любого цвета и делают кляксу. Затем
лист сворачивается пополам, и дети говорят, на что похожи их рисунки и какое у
них настроение.
Дети поют и исполняют танец-польку.
Встаньте, дети,
Встаньте в круг,
Встаньте в круг,
Встаньте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый верный друг. |