Программное содержание.
Закреплять знания детей о назначении туалетных
принадлежностей; названия частей тела. Учить подбирать прилагательные и
глаголы к каждому существительному по данной теме, согласовывать существительные
с притяжательными местоимениями (мой, твой, наш) в роде и числе; образовывать
сложные прилагательные
Материал. Туалетные принадлежности, таз, кувшин с водой.
Кукла (девочка) в шортах и майке с измазанными локтями, носом, подбородком,
коленками и пятном на спине.
Предварительная работа. Ежедневно обращать внимание детей
на то, что необходимо мыть руки, умываться. Выучить с детьми стихотворения о
мыле, полотенце, расческе.
Ход занятия
Воспитатель (показывает детям куклу - Девочку чумазую—и
обращается к ней).
Ах ты девочка чумазая.
Где ты руки так измазала?
Девочка чумазая.
Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала,
Вот они и загорели.
Воспитатель. Ребята, посмотрите и скажите, какие части
рук у Девочки чумазой грязные? (Локти.) А какие чистые? (Плечи, кисти рук,
пальцы.) Давайте рассмотрим наши пальцы.
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец —боковой —
Дано ему имя большой.
Третий твой палец
Как раз посредине,
Поэтому средний называется.
Палец второй —
указчик старательный,
Не зря называют
его указательный.
Палец четвертый
Зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье
Братец младший-любимец.
По счету он пятый,
Зовется — мизинец.
Что находится на кончиках пальцев? (Ногти.) Что мы с
ними делаем? (Подстригаем.)
Ах ты девочка чумазая.
Где ж ты голову так измазала?
Девочка чумазая.
Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала
Вот он и загорел!
Воспитатель. Скажите, какие части лица у девочки чистые?
(Щеки, брови, уши, ресницы, глаза.) Какие части лица у нее грязные? (Волосы.)
Нашей Девочке чумазой необходимо привести волосы в порядок. Чем их можно
причесать? ( Расческой.)
Педагог расчесывает кукле волосы, закалывает их или заплетает
в косички.
1-й ребенок.
Без расчески нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без нее пришлось бы брату
Целый день ходить лохматым.
Не боясь ни слез, ни стонов,
Волос к волосу кладешь...
А причесанный ребенок
Удивительно хорош!
Воспитатель. Расскажите, что вы делаете с волосами?
(Каждый день я расчесываю волосы, потом закалываю их заколкой или мама
заплетает мне косу. По субботам я мою волосы шампунем и сушу их феном; когда
волосы становятся длинными, их подстригают. И так далее.) Какие еще части лица
у Девочки чумазой чистые? (Рот.) А что у нас находится во рту? (Губы, язык,
зубы.) Как ухаживают люди за зубами? (Чистят, полоскают.) Какие части лица у
девочки грязные? (Нос и подбородок.)
Ах ты девочка чумазая.
Где ты ноги так измазала?
Девочка чумазая.
Я на солнышке лежала,
Коленки кверху держала,
Вот они и загорели.
Воспитатель. А какие части ног у девочки остались чистыми?
(Стопы, пятки, носки.)
Ах ты, девочка чумазая.
Где ты туловище так измазала?
Девочка чумазая.
Я на солнышке лежала
Спинкой кверху,
Вот она и загорела.
Воспитатель. А что же у девочки осталось чистым? (Живот,
грудь, шея.)
Знаешь ли ты,
Что бежит вода из крана
И весело поет.
А над певучим краном,
На полочке стеклянной,
Знаешь, кто живет?
Девочка чумазая. Зубная щетка, зубная паста, мыло.
Воспитатель.
Верно, и самое заветное
Среди жильцов-друзей
Мыло туалетное
С мыльницей своей!
Ребята, какое у вас дома мыло по цвету, по запаху, на
ощупь? (Ответы детей.) Наша чумазая девочка сейчас вымоет руки мылом.
2-й ребенок.
Мыло —наш хороший друг!
Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно рассердится,
В руках оно завертится,—
Запенится вода!
От страха грязь бледнеть начнет
И побежит, и потечет,
Исчезнет без следа!
А руки станут чистыми,
Душистыми -душистыми!
Воспитатель. Кто может рассказать, как он моет руки и
каким мылом? (Когда у меня грязные руки, я иду в ванную комнату, открываю кран
с водой, беру голубое душистое мыло, подставляю руки под воду, чтобы они стали
мокрыми, намыливаю их, затем кладу мыло в мыльницу и смываю его водой. И так
далее.) Чем вы вытираете руки? (Полотенцем.)
3-й ребенок.
Полотенце с бахромой
И с волнистою каймой,
Теплое, лохматое,
Как зебра полосатое.
Проводится физкультминутка.
Мы на месте покружились
И остановились.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг.
Мы плечами чик-чик.
Раз-сюда, два-туда,
Повертись вокруг себя,
Раз-присели, два-привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели-встали, сели-встали.
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.
Весело пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Встали и захлопали в ладоши
Дружно, веселей:
Застучали наши ножки —
Громче и быстрей,
По коленочкам ударим —
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем —
Выше, выше, выше!
Завертелись наши ручки.
Снова опустились.
Посмотрите, ее колени придется отмывать мочалкой. Скажите,
а что еще можно делать мочалкой? (Мочить, намыливать.) Какой может быть на
ощупь мочалка? (Мягкой, жесткой, колючей.)
Педагог отмывает куклу, приговаривая:
Пусть мочалка в мыльной пене —
Поднимать не стоит крик:
Даже черные колени
Добела отмоет вмиг.
Умница мочалка!
Грязи ей не жалко!
Воспитатель (обращается к кукле).
Полотенце с бахромой
И с волнистою каймой,
Так это была... (грязь).
Вот какая чистая и красивая девочка!
Воспитатель. Какие предметы помогли привести девочку
в порядок? Как все их назвать одним словом? (Туалетные принадлежности.) А
теперь я вам расскажу историю про девочку Катю.
У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги,
язык один и нос тоже один.
«Скажи, бабушка, —просит Катя, —почему это у меня
всего по два, а язык один и нос тоже один?» «А потому, милая внучка, — отвечает
бабушка, — чтоб ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила,
меньше болтала и нос свой куда не надо не совала».
По Е. Пермяку
Дети по желанию пересказывают рассказ.
Дополнительный материал
Уши
Доктор, доктор,
Как нам быть?
Уши мыть
Или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть?
Часто мыть
Или пореже?
Отвечает доктор
— Еже...
Отвечает доктор гневно:
— Еже... еже... ежедневно!
Про зубную щетку
Чтобы зубы были белыми.
Нам зубную щетку сделали
С выгнутою спинкой,
С твердою щетинкой.
Улыбайся во весь рот.
Пусть любуется народ.
— Вот какие зубы!
Даже глянуть любо!
Э. Мошковская
Их не сеют, не сажают.
Они сами вырастают.
(Волосы)
Работать примется одна—
Другая ей тотчас поможет.
И даже вымыться одна
Без помощи другой не может.
(Рука)
Мы на них стоим и пляшем.
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут?
(Ноги)
Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за стеной —
День и ночь со мной:
Назови их, детвора.
Целый десяток верных ребят.
(Пальцы)
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке,
И, пока она гуляла,
Спинка розовою стала.
(Губка)
Ускользает, как живое,
Но не выпушу его я.
(Мыло)
Рядышком двое стоят,
Направо, налево глядят.
Только друг друга
совсем им не видно,
Это, должно быть,
им очень обидно.
(Глаза)
Всегда во рту,
А не проглотить!
(Язык)
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит.
То заходит, то выходит.
(Нос)
Костяная спинка.
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне.
(Полотенце)
Зубастая пила
В лес густой пошла.
Весь лес обходила,
Ничего не спилила.
(Расческа)
|