Тематическое планирование по
валеологии для
работы с детьми 6-7 лет
Тема года: "Мой организм"
Цель года:
1. Продолжить формировать представления о своем
организме, о различных органах и системах, их
своеобразии и взаимодействии;
2. Учить применять на практике полученные
знания; способствовать совершенствованию умений
и навыков;
3. Воспитывать привычку думать и заботиться о
своём здоровье.
|
ЗАНЯТИЕ |
СОДЕРЖАНИЕ |
Сентябрь: |
Тема: "Организм. Что это?" |
Понятие "Мой организм" Беседа "Что у
меня внутри"
Игра "Составь из частей"
Рисование "Человек" |
Октябрь: |
Тема: "Значение сердца для всего
организма" |
1. Рассматривание таблиц и муляжей. 2.
Беседа "Как обращается кровь"
3. Игра "Почувствуй своё сердце" |
Ноябрь: |
Тема: "Скелет - основа организма" |
1.Рассматривание модели скелета. 2.
Беседа "Кости, мышцы и суставы"
3. Конструирование и лепка тела человека
(проволока и глина) |
Декабрь: |
Тема: "Как мы видим" |
Беседа "Роль зрения в жизни человека" Опыт
"Определение реакции зрачков на различное
освещение"
Схематическое изображение глаза
Опыт "Слепое пятно" |
Январь: |
Тема: "Зачем человеку слух?" |
1.Беседа "Зачем человеку слух?" 2.
Строение уха - рассматривание схемы
3.Рассказ воспитателя "Развитие слуха у
животных и человека" |
Февраль: |
Тема: "Вкус и запах" |
Беседа "Зачем человеку язык?" Игра
"Узнай на вкус"
Игра "Узнай по запаху"
Рисование "Нарисуй запах" |
Март: |
Тема: "Наши органы чувств" |
Беседа "Наши органы чувств" Игра
"Какой орган чувств нам помогает об этом узнать?
Коллективное рисование " Как мы чувствуем" |
Апрель: |
Тема: "Полезный рацион питания.
Витамины" |
Беседа "Для чего человеку нужна пища?" Рассматривание
схемы "В каких продуктах больше всего
витаминов"
Игра "Пищевое лото" |
Май: |
Тема: "Нам микробы не страшны, с
чистотою мы дружны" |
1.Рассказ воспитателя "Микробы в нашем
организме" 2.Игра "Хорошо-плохо"
3.Рассматривание через микроскоп (лупу) чистых и
грязных предметов |
Познавательные беседы с детьми 6-7лет
Что у меня внутри?
Цель. Познакомить со строением человеческого
тела. Формировать познавательный интерес к
своему телу, организму.
Наше тело - это сложный механизм, состоящий из
костей, мышц, нервов, крови, органов и большого
количества воды.
Органы - это нежные части тела, которые
находятся внутри тебя. Органами называются мозг,
легкие, печень, сердце, поджелудочная железа,
почки, желудок и кишечник. Все вместе они
заставляют тело работать должным образом.
Каждый орган выполняет свою особенную функцию.
Все органы разной формы, но они очень тесно
связаны между собой. Мозг находится в голове и
упорядочивает работу всех других органов. Он
управляет всеми движениями тела и контролирует
их. Другие органы расположены в туловище,
важнейшей части тела. Мы дышим лёгкими, которые
находятся в грудной клетке. Они снабжают
организм воздухом. Печень и поджелудочная железа
помогают нам переваривать пищу. Желудок
расположен в средней части туловища. В него
поступает пища, там она превращается в подобие
каши и через печень проходит в кишечник. Из
кишечника жидкая пища попадает в кровь. При этом
полезные вещества остаются в организме, а то, что
ему не нужно, выходит наружу. Сердце - самый
главный орган. С каждым ударом сердце отправляет
кровь в "путешествие" по всему организму, чтобы
снабдить его кислородом.
Для чего человеку нужна пища?
Цель. Сформировать у детей представление о
том, что пища необходима для жизни человека.
Пища должна давать нашему организму всё
необходимое для сохранения работоспособности.
Правильный приём пищи называется рационом.
Существует четыре основные пищевые группы, это
протеины, углеводы, жиры и клетчатка.
Продукты, богатые протеинами, такие как мясо,
яйца и фасоль, помогают организму оставаться
сильным. Углеводы - хлеб, макароны и рис
обеспечивают организм энергией. Жиры - масло,
молоко, сыр и растительные жиры - сохраняют
энергию организма, чтобы использовать её позже.
Нашему организму необходима пища из всех четырёх
групп и вода для питья. В пище должны
присутствовать витамины, которые больше всего
содержатся в овощах и фруктах.
Питание дает нашему организму жизненную
энергию. Люди едят разнообразную пищу, но она
перерабатывается в организме одним и тем же
способом. После того как ты пережевал пищу, она
попадает через пищевод в желудок и затем - в
кишечник. В результате содержащиеся в пище
полезные вещества попадают в кровь. Это
называется пищеварением.
В различных уголках мира люди едят
разнообразную пищу. Любая еда предоставляет
организму необходимую для жизни энергию.
Зачем человеку язык?
Цель. Сформировать у детей представление о
назначении языка.
У нас во рту живёт очень строгий охранник. Это -
язык. Он охраняет вход в пищеварительный тоннель.
Язык помогает жевать, смачивать еду слюной,
согревать или охлаждать её, глотать. С его
помощью мы различаем вкусы. Тысячи маленьких
выступов покрывают весь язык. Они называются
вкусовыми сосочками, которые помогают нам
определять вкус различных продуктов. Внутри них
находятся нервы, которые посылают сведения о
вкусе мозгу, и он сообщает нам, что мы едим.
Существует четыре основных вида вкуса: сладкий,
солёный, горький и кислый. Каждый из них мы
ощущаем различными участками языка и рта. Кончик
языка определяет преимущественно сладкое.
Боковые стороны языка чувствуют солёное и
кислое. Задняя зона языка различает в основном
горькое.
Язык также различает горячее, холодное и боль.
Он помогает петь, говорить, смеяться.
Кости, мышцы и суставы
Цель. Дать детям представление о том, что всё
в организме взаимосвязано.
В нашем теле находится около 200 костей. Все они
соединены вместе, образуя скелет. Без них человек
был бы простой горкой мяса. Кости поддерживают
тело и придают ему форму. Они оберегают от
повреждений нежные органы, которые находятся
внутри тела.
Места соединения костей называются суставами.
Большинство костей в суставе подвижны. Некоторые
кости двигаются вперёд и назад, как на шарнире.
Другие суставы называются шаровидными.
Благодаря им кости могут двигаться во всех
направлениях. Внутри сустава есть жидкость,
которая их смазывает и облегчает движение. Кости
очень крепкие, но иногда они ломаются.
Мы можем двигаться потому, что кости
прикреплены к мышцам. У каждого сустава есть две
мышцы, которые работают по очереди. Если мышцы
перегружены, то в них образуются отравляющие
вещества, из - за чего мы ощущаем усталость.
Сердце - это тоже мышца только другого типа.
Она работает не останавливаясь, в течение всей
человеческой жизни.
Как обращается кровь
Цель. Дать знания детям о роли сердца в
процессе кровообращения.
Наше сердце - это насос. Оно закачивает кровь
через одну трубку и всасывает её через другую.
Кровь течёт по всему телу по эластичным трубкам
- сосудам. Сосуды называемые артериями, уносят
кровь от сердца. Когда кровь забирает кислород из
лёгких она красного цвета. Использованная кровь
возвращается к сердцу по другим сосудам, которые
называются венами. Она уже тёмно-красная на вид,
так как отдала кислород.
Кровь несёт организму кислород из воздуха,
который мы вдыхаем, и полезные компоненты из
пищи, которую мы едим. Еще кровь борется с
микробами.
Сердце должно быть очень сильным, чтобы
посылать кровь в каждую клетку организма. Кровь
бежит по всему нашему телу с головы до ног без
остановки, не забывая и про внутренние органы:
печень, желудок, лёгкие. Полный оборот крови в
нашем организме происходит за 23 секунды.
В вашем теле около трёх литров крови, а у
взрослого человека - пять литров. |