Программное содержание:
1. Познакомить детей с основными путями
распространения инфекций. Учить устанавливать
причинно-следственные связи.
2. Обучить дошкольников приёмам защиты от
инфекций.
3. Закрепить навыки бережного отношения к
своему здоровью и здоровью окружающих.
Словарная работа: ввести в активный
словарь детей слова "насморк” и "микроб”.
Оборудование:
- картинки с изображением больных и здоровых
детей, микроба;
- пульверизатор и тальк, влажные салфетки;
- предметы, способные защитить от инфекций,
распространяемых воздушно – капельным путём
(например, марлевые повязки, платки, салфетки),
предметы, не совсем для этого пригодные
(открытка, полотенце, шарф), совсем не
предназначенные для защиты предметы, капсулы от
"киндер – сюрпризов”, мелко нарезанный лук,
ложечки;
- карточки с улыбающимися личиками.
Ход занятия.
Сегодня я хочу рассказать вам много
интересного и полезного и пригласить вступить в
мой клуб "Неболейка”, а вы хотите? Но для этого
вам нужно будет многое узнать, ответить на мои
хитрые вопросы, а главное научиться беречь своё
здоровье и здоровье окружающих.
Приглашаю вас присесть на стульчики. Мальчики,
не забудьте пропустить девочек вперёд.
Ребята, скажите, сегодня все дети из группы
пришли в детский сад? Вы знаете, почему их нет?
К сожалению, болеют и взрослые и дети. А если я
скажу слово "болезнь”, что вы себе представите?
А теперь произнесу слово "здоровье”, какие у вас
ощущения?
Как вы считаете, что лучше: болеть или быть
здоровым? Я вижу, что никто не любит и не хочет
болеть, а почему?
А теперь посмотрите на картинки. Все ли дети,
изображённые на них здоровы? По каким признакам
вы определили, что у девочки насморк?
Упражнение со словом
Вы узнали новое слово "насморк”, это болезнь.
Давайте придумаем предложения со словом насморк.
(Если не смогли, даю 2 слова, например, гости и
насморк.) Получается предложение: Я не пойду в
гости потому, что у меня насморк. (Насморк –
платок, доктор – насморк, капли – насморк.)
Игра "Здоровые и нездоровые слова”
Воспитатель называет слово, если оно связано с
болезнью, дети приседают, если со здоровьем,
подпрыгивают. Педагог намеренно путает движения,
последними называются слова таблетки и микроб.
Сильных детей попросить объяснить своё решение.
Вы настоящие неболейки, но давайте разберёмся с
вопросом о микробе.
Микроб – это маленькое, маленькое существо. Он
путешествует от больного человека к здоровому и
заражает болезнью, например простудой или
ангиной. Микроб такой маленький, что его нельзя
увидеть. Возможно, что он выглядит вот так
(выставить картинку).
Поэт написал о нём так:
Микроб – ужасное животное,
Коварное, а главное, щекотное.
Такое вот животное в живот залезет
И спокойно там живёт.
Залезет, шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Ребята, а как вы его себе представляете? По-вашему
микроб, какой? А как микробы попадают в организм?
Хотите, я вам покажу?
Игра – демонстрация "Апчхи!”
Это пульверизатор, устройство для
разбрызгивания жидкости. Его используют,
например, для опрыскивания растений.
Представьте, что это человек, у которого насморк,
и он чихает. Апчхи!
Что вы почувствовали на ладошках? А на лицо
попало? Вот так и больной, когда чихает и
прикрывает рот платком или рукой, не даёт
капелькам своей слюны, попасть на здоровых людей.
А в маленькой капельке его слюны живёт много
микробов.
А что произойдёт, если при чихании не закрывать
рот? Проверим? Апчхи!
Куда делись капельки слюны? Осели на вас,
возможно, вы их вдохнули. Итак, когда
чихаем…(нужно прикрывать рот).
А теперь опять поиграем, вот вам задание.
Игра "Выбери и защитись”
Посмотрите на эти предметы. Выберете те из них,
которые помогут вам защититься от микробов,
которые распространяет больной. А теперь
защищайтесь! Апчхи! Апчхи! Замечательно. А сейчас
помогите нашему больному использовать эти
предметы для защиты.
Ребята, а как можно использовать для защиты
предметы, оставшиеся на столе? Покажите?
Молодцы, вы научились защищаться от микробов,
которые передаются по воздуху. А как ещё они
могут путешествовать от человека к человеку?
Предлагаю проверить.
Игра-демонстрация "Чистюльки”
Закройте глазки. (Я насыпаю в руку тальк и
"здороваюсь” с тремя детьми. Затем прошу их
пожать руки остальным детям.) Посмотрите на свои
ладошки! А если такими грязными руками вы
возьмете фрукты, что произойдёт? Значит, что
нужно делать?
Ребята, у меня для вас звуковое письмо от поэта
Юлия Тувима. Послушайте. ("Песенка о воде”)
Последуем совету поэта? (Моем руки или протираем
влажными салфетками)
Ароматная загадка
А ещё микробы очень боятся запаха. А какого, вы
сейчас узнаете. Закройте глазки, вдохните
глубоко, что у меня в тарелке? Правильно, лук.
Послушайте легенду. В древности воины считали,
что лук охраняет их от мечей и копий врагов.
Рыцари носили медальоны с луком на шее. Лук
спасает от простуды и гриппа. Недаром в народе
говорят "Лук, от семи недуг”.
Давайте и мы сделаем себе такие же медальоны,
которые защитят нас от разных болезней.
Возьмите по медальону, положите в него
несколько ложечек лука, закройте, встряхните,
понюхайте. Пахнет?
А какие ещё народные средства оздоровления
существуют, вы постарайтесь узнать у мамы или
бабушки, а потом поделитесь с друзьями.
Запахом лука мы закалили носики, а теперь
давайте закалим наше горлышко.
Упражнения "Весёлые плакальщики”,
"Смешинка”
Положите пальчики на горлышко, сморщите лицо,
будто плачете, через нос глубоко вдохните, и
выдохните через рот, произнося звук [ы]. Повторяем
несколько раз. Чувствуете, как напряглось ваше
горлышко, оно становится сильнее и не пропустит
микробов.
А теперь упражнение "Смешинка”. Поставьте
палец на кончик носа. Улыбнитесь, произносим
"хи-хи-хи”, "ха–ха–ха”, "хо–хо–хо”. Так
несколько раз. Замечательно.
А сейчас вспомним всё, о чём сегодня говорили.
Я начину предложение, а вы его закончите.
- Прежде, чем съесть яблоко…
- С капельками слюны распространяются…
- Когда насморк…
- Когда чихаете…
- Лук защищает…
- Когда приходим с прогулки…
Здорово, вы достойно прошли все испытания. Я
принимаю вас в клуб "Неболейка”. Вручаю вам
визитки. Будьте здоровы!
|