У всех народов внутренняя часть дома в
древности считалась священным (ученые говорят:
сакральным) пространством. Каждый дом был
своеобразным центром мира, начальной точкой
отсчета дорог, уводящих «за тридевять земель».
С этими представлениями связаны
обычаи гостеприимства и предоставления убежища
путникам или спасающимся от преследования.
Переступив порог, человек как бы оказывался под
защитой духов дома. Оскорбить дом, нанести ему
ущерб значило оскорбить духов, оскорбить
хозяина.
По представлениям древних, дом, с одной
стороны, соотносился с образом человека.
(Вспомнить хотя бы, что слово «окно» происходит
от слова «око». И дома-то стояли «лицом» к дороге.
От этого сочетания — «у лица домов» — и
произошло слово «улица». И напротив, про
человека, потерявшего здравый смысл, говорят: «У
него крыша поехала».) С другой стороны, дом был
образом мира. Мир был устроен, как Дом. А дом, как
Мир. Ведь и вселенная представлялась чем-то
уютным, прикрытым сверху куполом-крышей.
В устройстве традиционных жилищ отражается
связь человека с окружающей его природой. Дом
древних органически вписан в окружающее его
пространство, в природный ландшафт. И место для
него выбирается не случайно, и материал; его
двери и окна ориентируются в соответствии с
движением Солнца.
Рассказы о традиционных жилищах людей
в разных концах света могут превратиться для
детей в увлекательную игру-путешествие. Ведь они
так любят ходить в гости!
Для организации такой игры предлагаем
нашим читателям воспользоваться набором
дидактических карточек «Сколько братьев у
нашего дома?». Правда, набор должен быть дополнен
большими пейзажными картами с изображением того
географического места, где можно встретить такие
дома. Но с этой задачей педагоги, на наш взгляд,
могут справиться самостоятельно.
небоскреб
|
хата-мазанка
|
городской многоэтажный дом
|
чум
|
вигвам
|
юрта
|
снежный дом иглу
|
тростниковая хижина на сваях
|
изба
|
городской дом ближневосточного типа
|
сакля
|
коттедж в западноевропейском стиле
|
Первый вариант
Ребенок получает в свое распоряжение
карточки трех видов: с изображением пейзажей, с
изображением домиков и с изображением
человечков. Для каждого домика нужно отыскать
большую карту с соответствующим пейзажем и найти
фигурку человечка, который живет в таком доме.
Кроме того, обязательным элементом некоторых
«подвижных» картинок являются животные. Им тоже
нужно найти место.
На первых порах количество наборов можно
ограничить тремя-четырьмя. Хорошо, если ребенок,
сложив картинки, сможет назвать, как называются
дома, в какой части света их можно встретить и кто
в них живет.
Второй вариант
Набор карточек делится пополам. Играют
двое детей наперегонки: кто быстрее правильно
сложит свои картины. Чтобы победа считалась
окончательной, ребенок должен верно ответить на
вопросы ведущего (педагога или другого ребенка).
Третий вариант
Этот вариант является подвидом
второго варианта и может быть использован в
качестве командного состязания на каком-нибудь
празднике, например, на «Дне этнопедагогики».
Дети делятся на две команды. Каждая команда
получает четыре больших карты, для которых нужно
подобрать соответствующие домики, фигурки людей
и животных. Изображения домиков и людей лежат
вперемешку на большом столе или на щите на полу.
По команде несколько членов каждой команды (3—4
человека) начинают поиск нужных карточек.
Победитель выбирается так же, как и во втором
варианте.
Четвертый вариант
Дети делятся на две группы. Каждая
группа стоит за своей разделительной линией или
в своем кругу. Одним раздают карточки с
изображением домиков, другим — карточки с
изображением людей (там, где это необходимо, к
карточке с человечком добавляется карточка с
животным). По условному сигналу дети начинают
искать свою «пару». Первая объединившаяся пара
считается победительницей. Победа считается
окончательной, если играющие смогут ответить на
вопросы ведущего.
Этот вариант игры можно усложнить,
если не сразу раздать карточки детям, а разложить
их на некотором расстоянии от играющих — так,
чтобы каждому игроку еще и надо было быстро взять
какую-нибудь карточку. Причем карточки должны
лежать рисунками вниз — чтобы повысить эффект
неожиданности.
О некоторых жилищах, нарисованных на
карточках
Изба — традиционное
жилище русских. Изба строилась из бревен, так как
дерево было самым доступным и удобным для
строительства материалом. Крыша покатая, чтобы
зимой на ней меньше задерживался снег.
Обязательный элемент каждой избы — печь для
обогрева жилища, поэтому над крышей видна труба.
Поселение, где люди живут в избах, называется
деревней.
Хата — традиционное
жилище украинцев, белоруссов и русских, живущих
на юге России. Каркас хаты делали из прутьев,
которые промазывали глиной. Сверху хату белили.
Поселение, где живут в хатах, называется хутором.
Юрта — переносное
жилище некоторых народов Азии и Южной Сибири,
ведущих кочевой образ жизни. Юрта имела
конусообразную форму и была покрыта войлоком и
шкурами животных.
Яранга,чум —
переносное жилище из жердей и оленьих шкур с
конической крышей у некоторых народов
северо-восточной Сибири, занимающихся
оленеводством.
Сакля — жилище
кавказских горцев. Сакля строится из глины и
может крепиться прямо к скалам. Чтобы защитить
жилища от ветра, для постройки старались
выбирать подветренную сторону горного склона.
Поселение, в котором живут в саклях, называется
аулом.
Небоскреб — очень
высокий многоэтажный дом в городе. В небоскребе
может быть более ста этажей. Такие высокие дома
характерны для больших городов Америки, прежде
всего — для Нью-Йорка.
Городской дом
ближневосточного типа — это дом, сохранивший
принципы традиционной архитектуры. У него
маленькие окошки, закрывающиеся изнутри жалюзи,
чтобы предохранить внутреннее пространство дома
от попадания злых солнечных лучей, и плоская
крыша с бортиками. Плоские крыши на Востоке
служили резервуарами для воды.
Иглу — дом из снежных
глыб, который строят эскимосы на зимних стоянках.
|