Задачи: сформировать представление детей о том, что труд существовал
всегда, но его формы и средства изменялись в связи с техническим прогрессом.
Развить способность к умозаключениям, суждениям, уважению к людям, которые
трудятся.
Дидактический
материал: иллюстрации на темы:
«Древние охотники» (но не процесс убийства животного), «Охотник с арбалетом на
лошади и со сворой собак», «Лошади и пастухи в ночном лесу», «Пастух и стадо
коров на пастбище», «Весенняя пахота в старину», «Жатва в старину»,
«Современная посевная», «Современная уборочная», «На конезаводе». Предметные
картинки: арбалет, охотничье ружье, лесник с ружьем, тур (самка) с туренком,
дикий кабан с детенышем, соха, серп, грабли, сноп, копна, стог, трактор,
комбайн, сеялка.
Педагог. Мы сегодня узнаем о том, как трудились люди на земле
в разные времена. Итак, человек трудился (работал) всегда.
Как
вы думаете, зачем трудился древний человек? (Нужна была еда.) Что
служило пищей древнему человеку?
(Плоды, насекомые, рыба, звери.) Чем он добывал их? (Руками, ногами, используя камни, загоняя в ямы.)
Как этот труд назывался? (Охота.)
Кто ходил на охоту? (Все и даже
дети — за рыбой, насекомыми.)
Чуть позже древние люди научились делать острые палки,
остроги, копья и стрелы. У кого силы больше: у мужчин или женщин?
Кто поэтому стал заниматься охотой? Как их стали
называть? Как все остальные люди селения относились к охотникам? Почему? (Потому
что они были сильные, смелые, добытчики.)
Прошло много лет. Охотники вместо простого лука стали стрелять
из арбалета. Посмотрите, это лук на подставке. Русские люди в старину называли
его самострел. Как вы думаете, каким должен был быть охотник в старину, чтобы
стрелять из такого оружия? В то время люди уже приручили лошадь, поэтому
выглядел охотник вот так.
Прошло еще много лет, было придумано ружье. Охотник
очень долго его заряжал: насыпал порох, вставлял пулю. Ружье стреляло один
раз, а потом снова надо было заряжать. Это было большое ружье, тяжелое.
Охотники приручили собак, которые выслеживали дичь и гнали ее в их сторону.
Позже были придуманы патроны, которые готовили заранее
или покупали. Ружья стали легче. Вот это современное охотничье ружье. Сейчас
охотники есть? (Есть. Например, лесничий в лесу или охотники,
отстреливающие волков, если те вредят скоту.) Охотник должен получить разрешение на охоту.
Охотников мало. И зверей все меньше, а некоторых так мало, что в них нельзя
стрелять. Эти звери и птицы занесены в Красную книгу.
Где же людям брать мясную пищу? Молоко?
Послушайте. Давным-давно, когда древние люди ходили на
охоту, они подобрали детенышей животных: жеребенка, маленького кабанчика и
туренка. Из маленького кабанчика со временем вывели
(показывает)...! Из жеребенка...?
Из туренка вывели... (коров).
Для животных стали строить хлев или конюшню. Чтобы выпускать
животных на пастбище, понадобился пастух.
Шло время. Домашних животных становилось все больше.
Они возили человека и груз, давали молоко и мясо, овцы давали шерсть, из
которой делали одежду.
Когда животных понадобилось очень много, стали строить
птицефабрики, конезаводы, свинофермы. Посмотрите, как они выглядят.
Как вы думаете, если животных так много, может ли один
человек управиться с ними: и кормить и лечить? А кто нужен? (Зоотехник,
ветеринар.)
Как можно назвать одним словом всех, кто работает с
животными? (Животноводы.)
Уже в древности люди поняли, что, если бросить зерно в
землю, оно даст урожай. Сначала острыми палками, потом соединив палки в соху
(показывает иллюстрацию) и
придумав лопаты, они стали сеять. Смотрите, это пашня, на ней пахарь. А это
кто? Что за мешок у человека на поясе? (Семена.)
Посмотрите, на этой картине
изображена жатва. Что это значит? У женщин в руках серпы, они жнут, вяжут
снопы. А это копна. Что в руках у этих людей? Что они делают? (Сгребают сено.) А это? (Стог.) Зачем сено
укладывать в стог? По нему стекает дождь, как по крыше, поэтому в стогу сено
сохраняется всю зиму. Из собранного урожая стали печь такой вкусный хлеб, что
зерна понадобилось все больше и больше. Чтобы было больше зерна, нужно было
больше сеять. Люди придумали железный плуг, вместо мешка с семенами — сеялку (показывает иллюстрацию), а потом и
грабли не понадобились, когда изобрели комбайн (показывает иллюстрацию
комбайнера в работе.) На комбайнера, тракториста учатся. Когда сеять, когда
убирать урожай, как ухаживать за землей, знает и учит других агроном, который
также сначала долго этому учится. Всех, кто работает на земле, зовут
земледельцы. Труд этот нелегок. Земледельцы кормят и одевают всю страну.
Поэтому мы должны быть им благодарны.