Программные задачи: закрепить представления детей о
домашних животных и дать знания об их детенышах; повысить уровень
психологической комфортности детей, напомнив, что за всеми детьми вечером
приходят мамы; повторить знакомую песенку, способствовать речевой активности
детей и развитию сюжетной игры.
Материалы и пособия: дидактическая кукла Наташа;
фигурки для фланелеграфа — кошка и котята, собака и щенки, курица и цыплята,
любые другие домашние животные и их детеныши, картинки с изображением пищи
этих животных, коробка с ярким строительным материалом. (Изображения животного
и детеныша должны быть на разных картинках.)
Ход игры
Кукла Наташа вносит в группу коробку с красивым
строительным материалом. Конечно же, мы сразу начинаем строить. Попутно
вспоминаем песенку «Строим дом». Когда дом готов, думаем, кто же в этом доме
будет жить? Я предлагаю сделать в нашем красивом доме детский сад для домашних
животных.
Кто приведет к нам в детский сад своих деток?
Слышится: «мяу». Кто это идет? Кошечка. Кого кошечка
ведет? Котят. Кошечка большая, а котята? (маленькие), кошечка одна, а котят?
(много).
Аналогично приводят детенышей другие домашние животные
по выбору воспитателя. Очень хорошо, когда знакомые животные сочетаются с малознакомыми,
например индюком или овцой. При повторении игры можно менять состав животных.
Одновременно лучше брать не более пяти, из них новых не больше половины.
Когда все детеныши пришли, мамы уходят на работу, а
дети начинают кормить своих подопечных. Мы вместе решаем, кого чем кормить.
Важно правильно называть пищу животного, так как то, что запоминается в игре,
запоминается надолго. Например, утят нужно кормить травкой, а не зерном.
Когда все детки поели, мы предлагаем им поучиться у
нас играть. Для этой цели подходит любая подвижная игра, знакомая детям. Играют
дети, а детеныши «смотрят». И вот наступил вечер, за всеми детками приходят
мамы. Кто придет за котятами? А за кем пришла корова? И так далее.
Детский сад для зверят закрывается, а постройку лучше
на некоторое время сохранить или можно будет воспроизвести ее в другое время,
чтобы вызвать у детей желание повторить игру.
Игра «На бабушкином дворе»
Программные задачи: развивать у детей эмоциональную
отзывчивость на художественную литературу, чувство языка; учить повторять
небольшое стихотворение, потешку; закрепить и расширить знания о домашних
животных.
Материалы и пособия: платок для бабушки, корзинка,
накрытая салфеткой, а в корзинке: курочка, уточка и петушок; приспособление
для петушка, которое может вращаться.
Ход игры
Дети приходят в гости к бабушке Варварушке. Бабушка
рада гостям и показывает им корзинку с сюрпризами. В корзинке —
курочка-рябушечка. Обыгрываем потешку:
— Курочка-рябушечка, куда пошла?
— На реченьку.
— Курочка-рябушечка, зачем пошла?
— За водицею.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе водица?
— Цыплят поить.
— Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи...
При повторении роль курочки с удовольствием возьмет на
себя ребенок. Конечно, сразу все слова он не запомнит, но всегда можно
подсказать. Кроме того, есть наша «педагогическая хитрость»: первым на роль
выбирается ребенок с хорошей речью и памятью. Эту часть занятия, равно как и
любую другую, можно использовать как отдельную игру на прогулке или в свободное
время, например перед обедом.
Далее дети обнаруживают в корзинке у бабушки уточку.
Шла уточка бережочком,
Шла серая по крутому,
Вела детей за собою,
И малого, и большого,
Середнего и меньшого.
«Детушки, берегитесь,
Малые, стерегитесь!
Охо-хо, горе мое! Что украли
Дитя у меня, что ни лучшее:
Ни середнего, ни меньшого —
Самого большого!
На первые семь строчек потешки дети идут за уточкой,
затем прячутся, а уточка вместе с воспитателем их ищет. Игра вызывает у детей
огромное удовольствие: они ведь так любят прятаться.
А кто же еще сидит в корзинке? Оказывается, там
петушок. Только он никак не хочет выходить к детям. Дети зовут его:
Петушок, петушок —
Золотой гребешок, .
Выгляни в окошко, Дам тебе горошка!
Петушок выглядывает, дети кормят его горошком
(имитация). Петушок кукарекает и предлагает детям поиграть. Садится петушок на
крышу домика и «танцует» (кружится), солнышко прячется, петушок засыпает, и
детки тоже засыпают.
Только солнышко взойдет,
Вмиг тогда наш петушок
Приподнимет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется.
(А.Пушкин)
Чтение стихотворения сопровождается восходом солнышка
и кружением петушка. Дети просыпаются и идут гулять. Затем солнышко снова
прячется и игра повторяется.
Опыт показывает, что игра детям не надоедает, они
очень любят, когда петушок «танцует», кроме того, через некоторое время
пытаются «цитировать» Пушкина.
Занятие заканчивается тем, что дети приглашают петушка
в гости, чтобы показать его своим игрушкам. |