Ход занятия
Первые остановки будут происходить на лугу. Беседуем с
детьми о природной зоне луга.
Вторая природная зона - смешанный лес.
Третья природная зона - водоем.
Задания для всех природных зон:
1. Какое животное мы, встретили? Необходимо восстановить
животное по картинкам-фрагментам или по описанию (отгадать загадку).
Например: воспитатель последовательно прикрепляет к
игровому полю карточки с изображением лап, хвостов, рогов и зубов разных
животных. Сначала мы видим картинку с изображением четырех лап, похожих на
собачьи или волчьи. На следующей картинке-фрагменте будут изображены острые
зубы. Какое же животное имеет такие сильные лапы и такие острые зубы? Собака-
или волк? Все решает картинка с изображением хвоста: для волка это будет
прямой хвост, опущенный между лапами, для собаки -веселый хвостик-завиток.
Подобное задание учит детей рассуждать.
Другой пример: на первой карточке - четыре ноги с копытами.
Они могут принадлежать корове, лошади, козе, лосю, оленю, кабану. Затем
появляется картинка с животным, жующим траву. Отсутствие на морде пятачка
исключает из списка кабана или свинью. Последней будет картинка с изображением
рогов: либо коровьих, либо ветвистых оленьих, либо рогов лося.
Очень интересно будет задание, в котором детям придется
выбирать между кошкой и рысью. По повадкам и внешнему облику эти животные очень
похожи. Различие у них в размерах, в форме хвоста и ушей, у кошки нет ярко
выраженных кисточек на ушах, а у рыси есть; у кошки более длинный и гибкий
хвост, у рыси - короткий пушистый комочек, похожий на заячий.
2. Какое животное мы встретили? Необходимо восстановить
животное по описанию (отгадать загадку).
Наглядное изображение можно заменить словесным
описанием: «У этого зверя сильные лапы, которые позволяют ему быстро бегать.
(Это может быть и волк, и собака, и заяц; но не лось или олень -у них не лапы,
а ноги.) У него уши, позволяющие ему хорошо слышать. (Такие уши могут
принадлеэкать опять-таки и собаке, и волку, и зайцу.) У него острые зубы. Это
хищное животное. (Из списка исключается заяц.) Хвост у него обычно приподнят;
он весело виляет им, приветствуя хозяина или друга».
Можно использовать описание-загадку. Некоторые загадки
про домашних и диких животных можно найти ниже, в приложении.
3. Воспитатель прикрепляет около очередного места остановки
картинку с изображением домашнего и дикого животного и просит детей рассказать
все, что они знают об этом животном. Педагог может дополнить рассказы детей,
сообщая им некоторые интересные факты о домашних и диких животных, которые
также можно найти в приложении.
Можно это же задание преподнести детям по-другому.
Воспитатель предлагает детям самим выбрать для остановки карточку с цветовой
меткой своей природной зоны или вытянуть карточку наугад. Это подводит детей к
самостоятельной игре.
4. Как животные к зиме готовятся? Можно прикрепить
рядом с местом остановки картинку с изображением дикого животного и задать
детям и такой вопрос.
Может случиться так, что дети не смогут на занятии, на
этапе освоения игры, ответить на этот вопрос достаточно полно. В этом нет
большой беды. Воспитатель может сам сообщить им некоторые факты.
Важно напомнить детям о сезонных изменениях в природе,
которые происходят осенью. Объяснить, что эти изменения вызывают перемены в
поведении животных.
Звери, как и вся природа, тоже готовятся к зиме.
Некоторые из них (ёж, медведь), зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов
на зиму они не делают, заботятся только о теплом домике для себя: ёж спит в
норке, утеплённой мхом, сухой травой; медведь - в берлоге. Осенью они стараются
наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
А вот белке припасы на зиму очень важны. Белка сушит
грибы, натыкая их на острые ветки, прячет в дупла орехи, собирает шишки. Белка
заботится и о своём домике. В дупле у белки тепло и сухо, оно устлано травой и
листьями. Забирается в него белка, затыкает вход пробкой из сухой травы,
сворачивается клубочком и спит. А когда выспится, ловко прыгает по веткам,
проверяя свои кладовочки, собирая еловые и сосновые шишки. Но среди веток белку
почти не видно. Почему? Да потому, что она свою летнюю рыжую шубку поменяла на
серую, зимнюю. Почему цвет шёрстки стал другим? Так белка от врагов прячется,
например, от хищной птицы - ястреба. Деревья зимой голые, серые. Беличья серая
шубка почти незаметна на их фоне.
Меняет шубку к зиме и заяц. Летом он был серым, а к
зиме белеет постепенно, Сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и
только потом белеют спинка и бока. На фоне белого снега не будет заметно белой
заячьей шубки, труднее будет его найти лисе или волку. А какой домик у зайца?
Заяц не строит себе отдельную норку. Зимой днём он обычно спит в снежной ямке
или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших
деревьев.
Лиса к.зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках
отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ей ступать по снегу. Ходит лиса,
как в валенках.
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К
зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волку необходимо, ведь они
спят прямо на снегу, закрыв носом хвост и ноги. Спят обычно днём, а ночью
охотятся.
Можно поступить иначе; прибегнуть к помощи большой
красочной энциклопедии. Воспитатель:
- Оказывается, вы много знаете о повадках лисицы. Но у
меня есть очень интересная и полезная книга, которая позволит нам узнать еще
больше. Эта книга называется «Энциклопедия о животных» («Цветной атлас
животных» и т.п.). В ней написано очень много интересного о животных. Если я
хочу узнать что-то новое о лисах, я открываю последние страницы, здесь есть
список всех животных, о которых говорится в книге. С какой буквы начинается
слово «лиса»? Правильно, с буквы «л». Ищу ее, а под ней нахожу слово «лиса» или
«лисица». Что написано рядом с этим словом? Правильно, цифры. Они обозначают
номер страницы. Открываю эту страницу. Посмотрите, здесь много написано про
лису и еще есть красочные рисунки. Что на них изображено? Что нового мы можем
узнать о лисе из этих рисунков? И т. д.
Можно использовать несколько книг: энциклопедию,
художественную литературу (например, рассказы Н.И.Сладкова), сказки. Книги
должны быть с яркими обложками, которые послужат для детей ориентиром,
Воспитатель:
- Я хочу узнать некоторые научные факты из жизни
медведей. Как вы думаете, какую книгу я возьму для этого? В этой книге
(допустим, «Маша и медведь»; на обложке нарисован медведь в рубахе-косоворотке,
в широких штанах и лаптях) я могу найти научные факты! Почему? Как вы узнали,
что это сказка?
Вот так постепенно у детей формируется умение пользоваться
книгой как источником знаний. Разумеется, это дело не одного занятия, работа с
книгой должна вестись систематически; для этого в группах есть книжные уголки и
детские библиотеки.
5. Воспитатель может спросить детей и о том, какие
сказки про диких животных (про конкретное животное, изображенное на картинке)
они знают. Тут же можно побеседовать с детьми о том, почему лиса в русских
сказках является символом хитрости, изворотливости; волк чаще всего попадает
впросак, обманутый лисой; медведь - простодушен и добр. Какие повадки животных
позволили присвоить им такие человеческие качества?
6. Задание особого рода. О любом из животных можно
спросить, какую роль в природе ОН выполняет, какое значение для природы он
имеет. Здесь важно подвести детей к пониманию того, что в природе нет ничего
лишнего, |