Цель. Закрепить представление детей о домашнем труде
(труд для себя и семьи), познакомить с некоторыми предметами-помощниками в
домашнем труде, нацелить детей на посильную помощь дома.
Материал. Картинки с изображением различных бытовых
предметов и бытовой техники, а также других предметов и объектов.
Примерный ход занятия. 
Педагог напоминает детям, что во время встреч с людьми
разных профессий все они рассказывали о том, как после работы продолжают
трудиться дома. Что же это за труд дома (домашний труд)? Интересуется у детей,
трудятся ли дома их родители после работы.
Педагог спрашивает, какие трудовые действия можно
отнести к домашнему труду, и тут же обобщает ответы: «Взрослые люди ходят на
работу, где у них много разных дел. На работе они обычно устают. После работы
все спешат домой. Всем хочется отдохнуть после рабочего дня. Но не тут-то
было! Дома наших близких ждут домашние дела. Вы много перечислили домашних дел
(приготовление пищи, уборка помещений, стирка, глажка, мытье посуды и т. п.).
Но есть еще домашние дела, которые вы не назвали». (Перечисление домашних дел,
связанных с особенностями места проживания: надо принести воды, нарубить дров,
покормить домашних животных и т. п.)
Педагог удивляется, как же взрослые успевают все это
делать. Когда же они отдыхают? Если все домашние дела в семье делает один
человек, то тогда ему отдыхать некогда, он очень устает. Поэтому их надо
распределять между всеми членами семьи. Педагог предлагает детям подумать над
этим и распределить домашние дела между членами условной семьи (мама, папа,
дети). Дети распределяют домашние дела, педагог помогает им в этом и подводит
итог: «Как хорошо вы распределили все домашние дела и про себя не забыли, ведь
вместе это можно сделать быстро, и останется время на отдых!»
Педагог говорит о том, что в домашних делах помогают
предметы-помощники, предлагает детям выбрать их среди других предметов.
Проводится игровое упражнение «Домашние помощники». Педагог
предлагает детям подойти к коробке с картинками, выбрать картинки с
изображением предметов-помощников в домашнем труде и сложить их на стол
воспитателя. Затем воспитатель с детьми рассматривают отобранные картинки,
обсуждая при этом целевое назначение и функцию предмета.
Педагог делает вывод: «Профессии у людей бывают
разные, а вот домашние дела людей похожи. И продавец магазина, и повар,
воспитатель и няня, врач и водитель и многие другие, приходя домой, занимаются
одними и теми же домашними делами. (Они снова перечисляются.) Их надо
распределять между всеми членами семьи. В домашних делах большую помощь
оказывают и предметы-помощники ».
Педагог дает детям задание выбрать себе домашнее дело
(если его нет) и рассказать о нем в группе. Домашний труд каждого ребенка
будет заноситься в альбом «Наши славные дела».
В повседневной жизни педагог рассказывает детям
сказочные истории о предметах-помощниках в домашних делах. |