Задачи: развить представления детей о национальных особенностях:
костюмах, занятиях, языке детей, живущих на Севере. Воспитать интерес и
уважение к любым национальным отличиям.
Словарь: кухлянка, торбаса, оленья упряжка, якут.
Дидактический
материал: иллюстрации, рисунки
детей якутов, ненцев, русских, куклы ненка, якутка, русская (можно бумажные).
Перед занятием проводится «этическая» зарядка «Давай
дружить» (мимика, жесты, взгляд передаются по кругу).
Педагог. Мы сегодня поговорим с вами о детях, которые живут на
Севере. Посмотрите на эту иллюстрацию... Чем похожи эти дети?
(Все в шапках, все тепло одеты.)
Да, похоже одеты, то есть в меховую одежду, в теплую
одежду. Присмотритесь, чем не похожи шапки, шубки и обувь? (По-разному
пришиты рукава, разная аппликация и вышивка.)
Ребятки, эти вещи не только отличаются внешне, но и
называются по-разному: по-русски — меховые сапожки, по-ненецки — пимы,
по-якутски — торбаса; по-русски — меховое пальто, шубка, по-ненецки — малица,
по-якутски — кухлянка.
Правда, интересно? Один предмет, а слова такие
разные... Как вы думаете: дети-ненцы, дети-якуты, дети-русские играют в одинаковые
игры? Да, например, в куклы — девочки, в строительство — мальчики. А что же
разного в этих играх? Куклы разные: это кукла-ненка, это якутка, а эта русская.
А рисуют, поют, танцуют дети одинаково? Посмотрите на эти рисунки и подумайте,
кто что нарисовал?
Ненецкие и якутские дети так хорошо нарисовали то, что
видят каждый день. Мы этого не видим, поэтому нам так интересно смотреть.
Маленькие ненцы и якуты совсем не боятся мороза, умеют ездить на оленьей
упряжке (показывает иллюстрацию) и очень любят солнце, как мы с вами.
Когда первый раз весной приходит солнце, дети
здороваются с ним по-ненецки: «Амдерлым!».
Мы говорим с вами о ненцах и якутах, а у нас в группе
есть дети, которые знают другой, не русский язык? Попросим их сказать
какие-нибудь слова, например слово мама...
(Если нет детей другой национальности, это делает
педагог.)