Цель: расширить знания детей о море и морских обитателях. развивать зрительную и слуховую память, образное и логическое мышление. воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
приобщать детей к удивительному миру искусства; создавать совместную
композицию в соответствии с замыслом; использовать полученные знания и
умения в создании художественного образа; развивать творческий интерес к
новой техники в рисовании. развивать процессы внимания, мышление воображение, речь, самостоятельность, креативность. использовать релаксационные упражнения, игротерапию в целях создания атмосферы эмоционального комфорта. активизировать словарь; воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. совершенствовать двигательную активность детей. Билингвальный компонент: рыба - балык, море - теңіз. Форма проведения: игровая. Оформление: панно «Морское дно», вокруг материал синего цвета (изображение моря).
Материал: маленький обруч. Картинки с изображением морских животных
(морского конька, морской звезды, краба, медузы, морской черепахи,
осьминога, кита, дельфина). Макет ракушки. Голубые ленточки (5× 40 см.)
по количеству детей. Пазлы батискафа (для сборки). Ласты, маска (для
подводного плавания), трубка для ныряния. Фотоаппарат. Костюм Нептуна,
брызгалка. Значки с изображением Нептуна. Макеты (водоросли). Столы для
рисования песком на стекле. Стаканчики и трубочки (для коктейлей) по
количеству детей. Музыкальное оформление: звуки: шум моря, кита, дельфинов, плеск воды. Освящение: панно «Морского дна», столов для рисования. Методы: показ и объяснение воспитателя. самоорганизация детей. игровая ситуация, с использованием художественного слова. наблюдение за работой детей. анализ работ воспитателем и детьми.
Этапы подготовки: Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке»; чтение детям стихотворений о морских обитателях; рассматривание
иллюстраций, серии картин "Рыбы морей и океанов”, энциклопедии,
загадывание загадок. Просмотр видеозаписи сказки «Русалочка».
Познакомить детей с понятием иллюминатор, акваланг. Словарная работа: батискаф. Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей Мотивационно- побудительный Утренний круг Ведущий в руках держит обруч. Это - «иллюминатор», через который дети должны по морскому поприветствовать друг друга. Отгадайте загадку: А кто же властелин морей и океанов? Есть у него трезубец без изъянов. Волшебник, он, но не колдун, Он - царь подводный. Кто? - Ребята, я не зря вам загадала эту загадку, потому что, утром я получила письмо в необычном предмете. Показывает большую ракушку. - Как вы думаете, что это? - Правильно, а на ракушке написано от Нептуна, внутри письмо, прочитаем его? Достает письмо и читает: "Вам привет с морской пучины! Пишет Царь с морского дна. Плачу я, и есть причина, К сожаленью, не одна. Одиноко, скучно мне. На морской глубине. А у вас там снег идет, Близок праздник Новый Год! С вами встретиться не прочь, Скучно мне и день и ночь! Может, вы ко мне придете? И веселье принесете? Уж побалуйте царя, Чтоб узнали все моря, Как умеют веселиться, И поселки и столицы!"
- Ребята, ну, что вы хотите отправиться в гости к морскому царю? Дети
встают в круг. Берут «иллюминатор», и приветствуют друг друга, говоря: - Попутного ветра Диана и т.д. Садятся на стульчики. - Нептун. Рассматривают необычный предмет. - Ракушка. - Да! Слушают чтение письма. - Да! Организационно- поисковый - А кто - ни -будь, из вас был на море? - А слово «море» на казахском языке звучит так: теңіз. - Повторите. - Скажите, а на чем можно путешествовать по морю? -А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста.
- Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у
него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. Показывает картинку. - А чтобы лучше запомнить, как он выглядит, предлагаю выполнить задание: «Сложи картинку» Предлагает пазлы, глядя на картинку нужно собрать батискаф.
- В первое подводное путешествие лучше плыть все вместе на большой
подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы
сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и
увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Займите свои места! Подводная лодка готова к отплытию! - Читает стихотворение (под звук морской волны). «Все девчонки и мальчишки, знаем, очень любят книжки. Любят сказки про моря, про подводного царя. Там где солнце не сияет, Мир подводный обитает. Но о нем никто не знает, Всяк попасть туда мечтает.» - Ребята, что бы наше погружение мы могли с вами услышать, я предлагаю провести небольшой опыт. Опыт. Предлагает взять в руки стаканчики с водой, опустить в них трубочки (для коктейлей), и подуть в трубочку. - Что мы с вами услышали? - Вот так на самом деле, издает звук батискаф, погружающийся в воду. - А в море живут какие-нибудь животные? - А как на казахском языке звучит слово рыба? Повторите. - А как мы их назовём, одним словом? - А могут ли морские животные жить в грязном море? - Почему? - Правильно, нельзя засорять моря, океаны, реки водоемы. Ведь трудно будет рыбкам, и плавать и дышать. - Ребята, а бывают ли на море волны? - Как вы думаете, отчего они бывают? - А как вы думаете, какие волны бывают?
- Правильно, бывают. Иногда маленькие и спокойные, а иногда высокие и
пенящиеся. Ой, наша подводная лодка подняла на море такие волны… Упражнение «Волны» Педагог раздает ленточки называть характер волн. (радости, грусти, спокойствия) - Ребята, внимание! Наша лодка опустилась на морское дно. 1 -2 -3 –все замрём! В мир подводной попадём. Сейчас начнутся чудеса! Надо только закрыть глаза.
В этот момент приглушается свет в групповой комнате, включаются
подсветка панно «морского дна». Раздаются звуки подводной воды. - Мы с вами оказались на морском дне. Посмотрите, как здесь красиво! Давайте вместе понаблюдаем за морскими жителями. Ой, кто это? Показывает на панно с морскими животными. Пальчиковая гимнастика «Медуза»
- Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков. Соедините кончики
пальцев обеих рук и округлите ладони так, чтобы получилось полушарие -
вот и зонтик медузы. А теперь попробуйте показать, как он сокращается.
Вот медуза плывет неторопливо, а вот быстрее. А сейчас медуза плывет
быстро. - Молодцы, вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте поиграем. Игра: «Невод».
Выбирает по желанию детей двоих игроков - рыбаки, берут друг друга за
руки, образуя «невод». Остальные дети-рыбки. Рыбки плавают, выполняя
плавные движения руками. Под веселую музыку рыбки разбегаются по
ковру, а рыбаки ловят их. Нельзя ловить «разорванным неводом», т.е.
расцеплять руки. Кого поймали, присоединяется к рыбакам, увеличивая
«невод». - А сейчас немного отдохнем и давайте с вами поиграем в: «Угадайку». - Вы услышите звуки и должны определить, кто их произносит. Звучат звуки: китов, дельфинов. - Как вы думаете, о чем могут говорить киты? А дельфины? Появляется Нептун. (ребенок наряженный в костюм Нептуна) Нептун. - Гордый я морей властитель, Рыб, дельфинов повелитель. Мой дворец на дне морском, Весь усыпан янтарем. Здравствуйте мои друзья! Вижу, ракушка доставила вам мое послание. И вы здесь! Я очень рад! - Дорогой Нептун, мы раду твоему приглашению и с удовольствием поиграем и повеселим тебя! Нептун:
- В моей стране есть морской закон, существует давняя традиция: те, кто
впервые находиться на морском дне должен пройти сквозь морскую воду. Нептун обрызгивает детей из брызгалки. - Ребята, а вы знаете, кто такие аквалангисты? - А что они надевают? Подвижная игра «Аквалангист». - А теперь представьте, что вы сами аквалангисты и нам необходимо провести проверку морского дна.
По сигналу необходимо одеть: ласты, маску, взять трубку для воздуха в
рот и быстро пробежать, как будто плывете между «водорослями» не сбив
их. Вернувшись назад к своей команде, передать атрибуты следующему
игроку. - Нептун, а чем ты больше всего любишь заниматься в своем подводном царстве?
Нептун: Я люблю рисовать. Но мне уже надоело, рисовать красками,
смешивать их, и я все свои кисточки подарил дочкам русалочкам. - Морской царь, тогда мы покажем тебе необычный способ рисования на морском дне. Педагог приглашает подойти детей и Нептуна к столам. - Ребята это специальные столы, для песочного рисования. Дно стола стеклянное, а внизу подсветка (светильник). Объясняет правила рисования на столе песком. - Ребята представьте, что это морское дно (показывает на стекло), а морское дно что? Педагог берет горстку песка и бросает небрежно на прозрачный стол. - Предлагаю вам с помощью ваших пальчиков и вашей фантазией нарисовать подводных жителей. Показывает, как можно нарисовать рыбку, осьминога, морского конька, кита, водоросли, морскую звезду. В процессе деятельности с каждым ребёнком воспитатель обсуждает, что он нарисовал.
Нептун: Какой интересный способ рисования, я никогда еще так не
рисовал. Оказывается это очень интересно и главное всегда песок есть.
Спасибо вам ребята! - Ребята, наши рисунки, не долговечны, но для этого, мы с вами их сфотографируем, что бы потом вспомнить наши шедевры.
- Посмотрите, сколько знакомых нам подводных обитателей мы видим.
Давайте понаблюдаем за ними. А теперь выберите ту рыбку, в которую бы вы
хотели превратиться, и все вместе будем их изображать. Пальчиковая гимнастика. - А теперь нам пора попрощаться с Нептуном и возвращаться в детский сад.
Нептун: Я хочу вам подарить значки с моим изображением, на долгую
память о том, что вы были у меня в гостях. Вручает детям значки. - Волны, волны расступитесь! Дети в детский сад вернитесь! - Да. Нет. - Теңіз. - На корабле, на паруснике, на яхте, на лодочке... - С помощью подводной лодки; нырнуть с аквалангом. - Батискаф. Рассматривают картинку. Дети складывают подводную лодку на ковре. Дети ставят стульчики кругом и садятся, занимая места «в подводной лодке». - Да! Слушают звуки морской волны и стихотворение. Слушают воспитателя. Выполняют указания. - Шум пузырьков. - Перечисляют: кит, дельфины, рыбки и т.д. - Балык. - Морские животные. - Нет. - Мусор, грязь будут мешать плавать рыбкам. - Да. - От сильного ветра, бури… - Большие, маленькие. Изображают различный характер волн с помощью ленточек. Сидят не шевелясь, закрыв глаза. Открывают глаза. Осматривают помещение. Дети читают стих и показывают животное на панно. - Чем похож я на коня? Шейка, гривка у меня… Здесь какая - то ошибка: я на самом деле - рыбка. - Если дальше мы пройдём звёзд морских у скал найдём. В ярких платьицах они и сверкают как огни. - От волны невдалеке, двигаясь неспоро, Крабик ножкой на песке делает узоры. - По волнам гуляет зонтик. Если встретите - не троньте! Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжётся, как крапива. Выполняют пальчиковую гимнастику. - Кто же в море в каменной рубахе? В каменной рубахе в море -черепахи. - На дне скучает - осьминог, сложил печально - 8 ног Точнее, 8 длинных рук - никто не плавает вокруг. - В сказках - «Чудо - Юдо» он, часто страшен, разъярён, Наяву ж - известно всем - безобиден кит совсем. - О дельфинах всем известно - Нет животных интересней: Острый ум, движенья ловки и легки для дрессировки. - Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка-рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся две не пойманные рыбки. Садятся на стульчики. Угадывают, кто так общается, называют свои предположения, кто издает эти звуки. Говорят свои предположения, о том, о чем могут разговаривать морские животные. Дети здороваются с Нептуном. Радуются традициям Нептуна. - Да, это те люди, которые надевают специальное подводное снаряжение и ныряют под воду. - Маску, трубку, чтобы дышать под водой и ласты. Делятся на две команды и по одному выполняют задание. Выигрывает та команды, которая окажется более ловкой. Слушают диалог воспитателя и Нептуна. Рассматривают необычные столы - для песочного рисования. - Песок. Самостоятельная деятельность детей. Звучит спокойная музыка, дети и Нептун рисуют морских обитателей, водоросли, волны и т.д. Фотографируют, рассматривают рисунки друг друга. Ладони обеих рук выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу. Плавными движениями ладоней изображают рыб. - Рыбки резвятся - В воде кружатся! Весело ныряют, Пузыри пускают, Друг дружку догоняют! Дети благодарят за приглашение, за значки морского царя прощаются с ним и проходят на свои места в батискаф. Рефлексивно- корригирующий - Пока наш батискаф поднимается из морских глубин, скажите мне ребята, где мы с вами сегодня путешествовали? - Как называется подводная лодка? - Каким необычным способам мы с вами научились рисовать? - Какие морские животные вам больше всего запомнили, почему? - Мы были на море, на морском дне. Встречались с Нептуном. - Батискаф. - Песком по стеклу. - Кит, он так страшно и странно издает звук, Медуза - потому что у нее есть зонтик и он сокращается, передвигая ее. - Запомнились звуки моря. Ожидаемый результат: Знать: . о том, какие животные обитают в море. . какие особенности имеют все морские обитатели. . о способе рисования песком на стекле.
Иметь: . представление о звуках издаваемых морскими животными (кита и дельфина). . представления, что такое батискаф.
Уметь: . отвечать на вопросы воспитателя. . говорить на казахском языке слова: море, рыба. . рисовать пальчиком по песку на стекле. . выполнять правила игры.
|