— ввести понятие семья, подчеркивая заботу членов
семьи друг о друге;
— обратить внимание детей на последствия необдуманных
поступков;
— развивать внимание, воображение;
— воспитывать чуткое отношение к членам семьи.
Материалы: магнитная доска или фланелеграф; картинки:
петух, курица, цыплята (от трех до пяти штук); полевые цветы (например,
василек, ромашка, клевер, мак); бабочка, ворона; семейные фото детей группы
(проект «Моя семья»).
* * *
Самый-самый и его семья
На доске крепятся картинки с изображением курочки и
петушка.
Воспитатель. Сегодня мы отправимся в гости к сказке.
Жили-были курочка с петушком. Как-то раз снесла курочка яички и села их
высиживать. День сидит, два сидит. Долго сидела курочка на яичках. И вот
однажды, теплым летним утром, скорлупа на яичках лопнула и на свет появились
маленькие, желтенькие (на доске прикрепляется картинка с изображением
цыплят)... цыплятки. Такие забавные! Они сразу начали пищать, вот так:
«Пи-пи-пи». Скажите, а как называли цыплята курочку? Дети. Мама.
Воспитатель. Курочка-мама была нежная, ласковая, заботливая.
Как называли цыплята петушка? Дети. Папа.
Воспитатель. Петух-папа был добрый, заботливый, но
строгий. Как называли курочка-мама и петушок-папа своих цыплят?
Дети. Дети.
Воспитатель. Правильно, они были маленькие, непоседливые
и очень любопытные. Этот цыпленок (детям предлагается выбрать одного цыпленка)
был самый непоседливый, самый любопытный. Его так и прозвали Самый-самый. Ему
хотелось знать все и обо всем. Вот какая большая и дружная семья: курочка-мама,
петушок-папа и их дети — цыплята. Вместе им очень хорошо. Вместе просыпаются
они с первыми лучами солнца, вместе завтракают пшеном и червячками, вместе
ложатся спать.
Организуется игра-имитация «Курочка и цыплята».
В это утро курочка-мама, как всегда, вывела своих
цыплят на прогулку.
Воспитатель накидывает на плечи пуховой платок,
включает веселую детскую музыку, ходит с детьми по группе, изображая курочку и
цыплят.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!» — наказывала
курочка-мама своим детям. (Выключает музыку.) Она беспокоилась, что, если ее
малыши потеряются, их обязательно кто-нибудь обидит: хозяйская кошка или
ворона, которая жила неподалеку. Цыплята еще такие маленькие и беспомощные! Как
уберечь их от беды? И она повторяла снова и снова: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не
ходите далеко!» Вдруг во дворе появилась соседская кошка. Ко-ко-ко, бегите все
к Курочке-маме!
Воспитатель прячет детей под свой платок.
Неприятности
Воспитатель. Было утро, теплое и солнечное. (Просит
детей вернуться к магнитной доске.) Цыплята как всегда гуляли с курочкой-мамой
во дворе. А где же Самый-самый? Да вот же он! Застыл в изумлении перед большой
(на доске появляется картинка бабочки) ... бабочкой. Какая же она красивая! Ее
крылья переливаются и блестят на солнце. Бабочка вспорхнула и перелетела через
забор птичьего двора. (Убирает курочку, петуха, цыплят.) Ах, посмотрите,
Самый-самый пролез в дырку забора и — за бабочкой, в большое поле. (На доске
прикрепляется картинка с изображением полевых цветов.) Бабочка — на ромашку.
Самый-самый — за ней. Бабочка — на душистый клевер. Самый-самый — за ней.
Бабочка взлетела высоко-высоко и вдруг исчезла. (Убирает картинку с бабочкой.)
А Самый-самый остался. Совсем один, посреди огромного поля! Где его семья? Где
его дом? Этого он не знал. Малышу стало страшно: «Мама, пи-пи-пи, где ты?» —
запищал цыпленок. Вдруг что-то пролетело прямо над головой цыпленка. (На доске
прикрепляется картинка с изображением вороны.) Что это?
Дети. Это же ворона!
Воспитатель. Что же сделать цыпленку, чтобы она его не
заметила?
Дети. Спрятаться, притаиться.
Воспитатель. Покружила ворона над полем и улетела, не
заметила цыпленка. Со всех ног Самый-самый бросился бежать куда глаза глядят.
Так он бежал, пока его маленькие, слабенькие лапки не устали. Наконец он
выдохся и упал без сил. В это время на птичьем дворе. (Убирает цветы, на доске
появляется картинка с изображением курочки, петуха, цыплят.) Как вы думаете,
что делают сейчас курочка-мама, петушок-папа и их дети — цыплятки?
Дети. Они ищут Самого-самого.
Воспитатель. Правильно. Петух-папа волнуется, сердится
и строго повторяет: «Самый-самый, где ты? Отзовись!» Курочка-мама горюет и
сквозь слезы повторяет: «Ко-ко-ко, Самый-самый, где ты? Отзовись!» Цыплята
жалобно пищат и зовут своего братика: «Пи-пи-пи, Самый-самый, где ты?
Отзовись!» А что же наш цыпленок, наш беглец? Он лежит среди травы и не может
пошевелиться от усталости и страха. И вдруг! Что это? «Ко-ко-ко, Самый-самый,
где ты? Отзовись!» Чей голос услышал цыпленок?
Дети. Это Курочка-мама.
Воспитатель. «Мама! — закричал Самый-самый и побежал
навстречу курочке. — Я нашелся! Мне было страшно без тебя». Курочка-мама
крепко-крепко обняла малыша и сказала: «Я очень волновалась за тебя. Послушай,
как сильно бьется мое сердце... — и она прижала цыпленка к своей груди. — Ты
нас очень напугал своим исчезновением». Дети, пока вы маленькие, пусть рядом с
вами всегда будет взрослый человек: мама, папа, бабушка или дедушка, старший
брат или старшая сестра, а в детском саду — воспитатель. С ними вы будете в
безопасности.
Моя семья
Предлагается рассмотреть семейные фотографии (проекты)
детей. С помощью наводящих вопросов дети могут рассказать о своей семье.