"География для малышей” является одним из
блоков курса "Дошкольная Академия естественных
наук”. Его главные задачи – расширение
познавательной сферы, пробуждение интереса к
миру, формирование кругозора ребенка.
Необходимость этого курса вызвана также
темпами развития современных детей – объем
информации, вызывающей интерес, очень возрос.
Занятия географией формируют стремление
познавать окружающий мир, а познание – функция
не только интеллекта, но и личности. Познание
способствует формированию таких качеств, как
активность и самостоятельность, уверенность в
своих способностях и силах.
Игровые методы создают условия для быстрого и
прочного усвоения знаний. Также происходит
развитие мыслительных процессов – внимания,
памяти, мышления. Дети учатся сравнивать,
обобщать, анализировать. Например, вопросы
"Почему Антарктида на глобусе и карте белого
цвета? Почему там живет так мало животных?”
заставляют детей сравнивать континенты, искать
причинно – следственные связи.
Занятия построены в определенной
последовательности, и каждая часть несет свою
смысловую нагрузку.
Организационный момент необходим (как и в любом
другом занятии), чтобы привлечь внимание детей,
заинтересовать их, вызвать желание узнать
что–то новое.
Игра с глобусом помогает войти в тематику
занятия, ненавязчиво закрепить знакомый
материал, помогает создать картину целостности
мира. Дети учатся различать сушу и воду, ищут
разные континенты. Этому же способствует работа
с картой. Рассматривая карту, дети получают
научные знания в доступной форме (например,
коричневый цвет на карте обозначает горы).
Использование стихов помогает образному
восприятию материала.
Подвижные игры используются на занятиях для
смены видов деятельности. Особенность подвижных
игр заключается в их тесной связи с изучаемой
темой. Например, изучая Африку, играем в
"Жирафиков”, Южную Америку – в "Пираний” и т.п.
Для знакомства с животным миром континента
используются различные пособия – атласы,
карточки, иллюстрации, книги. Чтобы дети лучше
запоминали животных, используются наиболее
яркие представители фауны, которые обитают
только на данном континенте (Австралия –
кенгуру, коалы, Африка – жирафы, бегемоты,
Антарктида – пингвины, и т. д.). Закрепление
знаний о животных происходит здесь же, в игре. С
помощью пособия "Волшебная география”,
выставляется ряд различных животных, из которых
нужно выбрать обитателей только данного
континента. Мы обращаемся к интересу ребенка, к
его умению сравнивать(например, коала – сумчатый
медведь в Австралии, бурый – в Евразии, гризли –
в Северной Америке).
В занятиях с детьми старшего дошкольного
возраста включается тема ознакомления с
коренными жителями континентов, что дает
возможность понять все разнообразие мира, его
особенности, приобщиться к мировой культуре. Мы
изготавливаем головные уборы индейцев,
африканские маски.
А рисование карты континента – это не только
развитие мелкой моторики, но и интеллектуальная
задача – попытаться правдиво передать рельеф
местности. Карта – это точное контурное
изображение материка. Детская работа может быть
закончена на занятии и вывешена в зоне
достижений, или ребенок продолжит работу над ней
в другое время, пока поместив ее в свой
индивидуальный шкафчик.
Прикладные виды деятельности создают атмосферу
творчества на занятиях, помогают детям
практически вжиться в образ обитателя материка.
Этому же способствуют элементы театрализации на
занятиях, работа с гримом, перевоплощения. В
конце занятия дети могут попросить в дальнейшем
продолжить изучение интересной для них темы или
предложить новую.
Познавательный процесс не ограничивается
только занятием. В группе есть зона проб, где
ребенок всегда может нарисовать что–то по
интересующей его теме, использовать
тематические "разукрашки”, покрутить глобус,
поизучать карту мира, карты материков. В группе
также есть специальная зона развития, где
выставляются книги, пособия, альбомы по
географии для свободного пользования в любое
время. Дети могут периодически к ним
возвращаться по мере необходимости. Это может
происходить до тех пор, пока ребенок не
"насытиться” интересующей его информацией.
План занятий по курсу "География для малышей”
для детей 5–6 лет.
Тема: Австралия.
1. Организационный момент. Дети с педагогом идут
по кругу.
Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем.
Раз–два, раз–два, повернулись, детвора.
Мы еще чуть–чуть пройдемся,
Географией займемся.
2. На ковре все располагаются вокруг глобуса.
Проводится "Игра с глобусом”. Дети ищут на
глобусе сушу, воду, континенты.
Крутим, крутим шар земной.
Крутим, крутим голубой.
Один, два, три – сушу покажи.
Педагог показывает Австралию на глобусе. Дети
рассматривают ее.
3. Проводится игра "Капитаны”. Под музыку дети
бегают вокруг стульчиков – "плывут на корабле”
по контуру материка, выложенного из веревок.
Остановилась музыка – садятся на стульчики –
"приплыли в Австралию”.
4. Педагог показывает Австралию на карте, дети
рассматривают ее (на что похожа, какого цвета).
Педагог рассказывает стихотворение А. Усачева:
Заброшена Австралия почти на край Земли,
Поэтому Австралию не так давно нашли.
А чтоб не потеряли их на век или на сутки,
Все жители Австралии с собою носят сумки.
Большие или маленькие, авоськи или сетки,
Ведь важно, чтобы маленькие не потерялись
детки.
5. Педагог задает вопрос детям: "Кто носит в
сумке своих детенышей?”. Дети называют знакомых
им животных, если не знают, то педагог знакомит их
с ними. Проводится подвижная игра "Кенгуру”.
Носит мама кенгуру в теплой сумке детвору,
А ребятки – кенгурятки целый день играют в
прятки.
6. Знакомство с животным миром материка: дети
рассматривают атлас животных, иллюстрации в
книгах, энциклопедиях, карточки с их
изображением. Обсуждая особенности каждого, дети
выявляют особенности некоторых австралийских
животных (сумчатые).
7. Проводятся игры с картой " Волшебная
география”. Из ряда животных детям необходимо
выбрать только тех, кто живет в Австралии, и
приклеить на изучаемый континент.
8. За столом дети изготавливают карту Австралии,
раскрашивают контур материка цветными
карандашами или восковыми мелками. Каждый может
сделать свою карту такой, какой ему
представляется Австралия. В процессе работы
происходит обсуждение рельефа, дети выясняют,
что каким цветом изображено на карте и отмечают
на своем листе. Затем, по желанию дети вывешивают
свои работы на выставке или забирают себе.
9. Дети и педагог располагаются на коврике и
проводится беседа о коренных жителях Австралии
– маори. Дети рассматривают иллюстрации. Затем
они в специальной зоне перевоплощаются в жителей
Австралии при помощи грима.
10. В конце занятии дети делятся своими
впечатлениями по поводу новой информации и
выбирают континент, на который отправятся в
следующий раз.
Тема: Южная Америка.
1. Организационный момент.
Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем.
Раз–два, раз–два, повернулись, детвора.
Мы еще чуть–чуть пройдемся,
Географией займемся.
2. Игра с глобусом. Дети ищут на глобусе сушу,
воду, континенты.
Крутим, крутим шар земной.
Крутим, крутим голубой.
Один, два, три – сушу покажи.
Педагог показывает Южную Америку на глобусе.
3. Игра "Капитаны”. Под музыку дети бегают
вокруг стульчиков – "плывут на корабле” по
контуру материка, выложенного из веревок,
остановилась
музыка – садятся на стульчики, "приплыли в
Южную Америку”.
4. Дети с педагогом рассматривают Южную Америку
на карте. Обсуждают "окраску” континента,
рельеф, контур. Отправляют туда путешественника
(игра – липучка "Волшебная география”).
5. Знакомство с животным миром (рассматривание
атласа животных, иллюстраций, карточек).
6. Подвижная игра "Пираньи”. Дети изображают
поочередно индейцев, зверей; при сигнале
"Пираньи !” – часть детей разбегается, а часть
их догоняет.
В Южной Америке жили индейцы
И много разных зверей.
Но все убегали, услышав:
"Пираньи! Спасайтесь скорей!”
7. Игры с картой " Волшебная география”.
Ребятам надо из ряда животных выбрать только тех,
кто живет в Южной Америке, и приклеить на
континент.
8. За столом дети рисуют карту Южной Америки.
Затем либо размещают их на выставке достижений
или забирают себе.
9. Беседа о коренных жителях Южной Америки –
индейцах. Дети рассматривают иллюстрации в
книгах, задают вопросы педагогу. За столами –
прикладная деятельность – изготовление
головных уборов индейцев.
10. Кто уже выполнил свой головной убор, одевает
его и по желанию отправляется на коврик
складывать из кубиков карту Южной Америки.
11. Дети делятся своими впечатлениями и выбирают
континент, который им интересно изучать в
следующий раз.
|