Цель. Познакомить детей с природным материалом — глиной,
рассказать о некоторых свойствах и качествах глины, сформулировать правила
обращения с глиняными предметами.
Предварительная работа.
Прочитать детям сказку «Глиняный парень».
Глиняный парень
Жили-были старик да старуха. Не было у них детей.
Старуха и говорит:
— Старик, вылепи из глины паренька, будто и сын будет.
Старик вылепил из глины паренька. Положил его на печь
сушить. Высох парень и стал просить есть:
— Дай, бабка, молока кадушечку да хлеба макушечку.
Принесла ему старуха это, а он съел все и опять просит:
— Есть хочу! Есть хочу!
И съел он у старика со старухой весь хлеб, выпил все
молоко и опять кричит:
— Есть хочу! Есть хочу!
Нечего ему больше дать. Глиняный парень соскочил с
печки и съел бабку с прялкой, дедку с клюшкой — и пошел на улицу. Идет
навстречу бык. Глиняный парень говорит ему:
— Съел я хлеба пять макушек, молока пять кадушек,
бабку с прялкой, дедку с клюшкой — и тебя, бык, съем!
Да и съел быка.
Идет дальше. Навстречу дроворубы с топорами. Глиняный
парень и говорит:
— Съел я хлеба пять макушек, молока пять кадушек,
бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами — и вас всех съем!
И съел дроворубов с топорами.
Идет дальше. Навстречу ему мужики с косами да бабы с
граблями. Глиняный парень им говорит:
— Съел я хлеба пять макушек, молока пять кадушек,
бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами, дроворубов с топорами — и вас
всех съем!
Съел мужиков с косами да баб с граблями и дальше
пошел. Встретил глиняный парень козла и говорит:
— Съел я хлеба пять макушек, молока пять кадушек,
бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами, дроворубов с топорами, мужиков
с косами, баб с граблями — и тебя, козел, съем!
А козел ему говорит:
— Да ты не трудись, стань под горку, а я стану на
горку, разбегусь — да тебе в рот и прыгну.
Стал глиняный парень под горку, а козел разбежался с
горы да рогами в брюхо как ударит! Тут и рассыпался глиняный парень.
И вышли из брюха бабка с прялкой, дедка с клюшкой, бык
с рогами, дроворубы с топорами, мужики с косами да бабы с граблями.
Всех козел избавил.
Материал.
Ком глины, высушенная пластинка из глины, образцы
предметов, сделанных из глины.
Последовательность проведения занятия.
Воспитатель собирает детей и предлагает им вспомнить
сказку «Глиняный парень».
Из чего был сделан парень? Как старик сделал парня?
Выслушав ответы детей, педагог показывает ком глины и
рассказывает: «Глина — это материал, который дает нам природа. Люди добывают
глину под верхним слоем земли. Глина бывает разного цвета. Зачем же людям нужна
глина? Затем же, зачем и старику со старухой из сказки,— для того чтобы лепить.
А разве можно из глины лепить? Можно, потому что глина — материал мягкий,
податливый. Смотрите, как легко я отрываю кусочки глины от большого кома.
(Педагог раздает детям кусочки глины.) Попробуйте и вы помять глину в руках. (Дети
действуют с глиной.) Какая глина?
Что можно слепить из глины? Люди научились делать из
глины много нужных и красивых предметов: кирпичи, разную посуду, игрушки и
свистульки. Посмотрите! (Демонстрация разнообразных предметов, сделанных из
глины.)
Дети, а как козел в сказке избавил людей от глиняного
парня? (Ударил рогами в брюхо, и рассыпался глиняный парень.) Значит, глина
может разбиваться? Попробуйте бросить кусочек глины на свою дощечку. Ну, как?
Разбилась глина? Нет! В сыром виде глина никогда не разобьется. А вот если
глину, как сделал старик в сказке, высушить на печке или на солнышке, то она
станет твердой и легко бьющейся. Посмотрите. (Педагог показывает детям
высушенную глиняную пластину, дети трогают ее руками, затем педагог разбивает
ее у них на глазах.)
Видите, какой интересный материал — глина. У нее есть
свои секреты. Но мы их уже знаем. Во-первых, глина — мягкий и податливый
материал, поэтому из нее легко лепить. Теперь и мы с вами будем лепить из глины
много разных вещей. Во-вторых, глину можно сделать твердой, но бьющейся. Для
этого ее надо высушить. А как надо относиться к предметам, сделанным из глины?
Почему?
Запомните:
с глиняными предметами надо обращаться очень бережно и аккуратно, иначе они
разобьются». |