Задачи: сформировать у детей понимание зависимости условий
жизни и способа' передвижения, причин эволюции городского транспорта,
необходимости соблюдения правил дорожного движения, развить чувство
самосохранения.
Дидактический
материал: иллюстрации: «Старинные
экипажи (нескольких видов) с кучером и пассажирами», «Люди едут на конке»,
«Старинный транспорт и регулировщик», «Современный перекресток». Предметные
картинки: экипаж с кучером, регулировщик, старинная машина, первый автобус,
такси, трамвай, автобус, троллейбус, светофор, метро.
Педагог. Давным-давно люди жили такими маленькими селениями и
так близко, что ходили везде пешком. Когда селения стали больше, люди стали
ездить верхом на лошади, а потом придумали колеса и разные повозки. Посмотрите.
Впереди место для человека, который правит лошадью или несколькими лошадьми.
Появились стоянки, на которых стояли (как теперь такси) летом на колесах,
зимой на полозьях коляски, а их хозяева — ямщики и извозчики — ждали
пассажиров. Посмотрите, вот так это выглядело. Светофоров тогда не было,
поэтому кучер кричал пешеходам: «Посторонись!». Не было асфальта, улицы были в
ямах, ездить было непросто. Людей в селениях становилось все больше, они
строили дома, новые улицы. Очень большие поселения стали сначала большими, а
потом и огромными городами. Чтобы быстрее ездить, придумали машины. Посмотрите,
как выглядели первые машины. Эти машины ездили быстрее лошади, люди их вначале
боялись, так как они были очень шумными. Машина не могла взять сразу много
пассажиров. Как вы думаете, что придумали люди? (Автобус.) А в тех городах, где еще не было автобусов, изобрели
конку. Посмотрите, это конка (показывает). Чем была удобна конка? (Брала
много пассажиров, как и автобус.)
Тех, кто правил лошадьми, называли «кучер», «извозчик», «ямщик». А как стали
называть тех, кто водил автомобиль, автобус? (Шофер.)
Для того чтобы не сталкивались машины, автобусы и
пешеходы, на улицах появились регулировщики и знаки. Посмотрите, как это было.
Когда ученые поняли, что такое электрический ток, был
сразу же придуман трамвай. Сначала он вез один вагончик, потом два. Посмотрите,
вот таким был старенький трамвай.
Как вы думаете, людям стало легче ездить по городу,
когда появился трамвай?
Сравните конку и трамвай: что быстрее довезет? Где
больше пассажиров? Но трамвай ездит по рельсам, а рельсы прокладывать сложно,
поэтому придумали троллейбус. Вы поняли, чем он удобнее трамвая? В больших
городах есть и небольшие стоянки для легковых такси, и остановки для автобуса,
трамвая и троллейбуса. Зачем нужны остановки? Что придумали люди, чтобы транспорт
не сталкивался? (Правила и знаки.) Чтобы водить транспорт, надо не просто учиться рулить, но и выучить
все правила дорожного движения.
А каким машинам разрешается ехать на любой свет
светофора? («Скорой помощи», «Пожарной», «Милиции».) Почему? У этих машин есть сигнал, они отличаются и
своим внешним видом (показывает). Кого возят эти машины по городу?
В городах-гигантах транспорта всегда недостаточно.
Поток машин такой (показывает), что они идут в несколько рядов.
Как вы думаете, что изобрели строители? Что это за
буква «М» над входом? Да, это метро. Кто был в метро, расскажите всем, что это
такое.
Почему
железная дорога под землей? (Там
не мешает другой транспорт, поэтому поезд идет намного быстрее, чем по земле.) А
зачем нужны эскалаторы? (Всем
пассажирам можно просто стоять, пока лестница их везет вверх и вниз.)