Дидактическиезадачи.Обратить внимание детей на то,
что вещи, «умные машины», служат человеку. Человек должен бережно относиться
к ним, как к друзьям и помощникам. Учить устанавливать простейшие
причинно-следственные связи и отношения.
Игроваязадача. Подумать и сказать, что было
бы, если бы вещи ушли от нас.
Игровыедействия. Слушать вопрос воспитателя и
отвечать на него.
Правилаигры. Не мешать друг другу слушать
и отвечать. При необходимости дополнять ответы товарищей.
Ходигры
Воспитатель предлагает детям
послушать стихотворение К. И. Чуковского «Федорино горе» и сказать, что
случилось: почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?
Дети. Федора не заботилась о вещах,
не ухаживала за ними.
Воспитатель. А теперь давайте поиграем в
игру «Что было бы, если бы..?». Будем загадывать загадки об отношении к вещам.
Начну я*. «Что было бы, если бы дети все игрушки раскидали, разломали?»
Дети. Игрушки убежали бы. Было бы
плохо без игрушек.
Воспитатель. А что было бы, если бы дети
игрушки берегли, обращались бы с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а
убирали их после игры по своим местам?
Дети (радостно). Все игрушки
вернулись бы к нам.
Воспитатель. Что было бы, если бы дети
разбрасывали свои ботиночки куда попало?
Дети. Их нужно бы искать и искать.
А мама бы сердилась.
Воспитатель. Да, и ботиночки могли бы на
вас обидеться... Что было бы, если бы вы поставили посуду на подоконник и
задул бы сильный ветер?
Дети. Посуда бы упала и разбилась:
и чашки, и тарелочки, а ложки бы упали за окно.
Воспитатель. А если бы посуду после обеда
вымыли и убрали в буфет?
Дети (весело). Вот тогда все было
бы хорошо. И мама бы сказала:«Молодец,помощникмой!»
Воспитатель. А теперь сами подумайте и
загадайте загадки «Что было бы, если бы..?».
Дети. Что было бы, если бы книжки
разорвали, картинки в них запачкали?
Воспитатель. Вот и скажите сами, что было
бы.
Дети. Это было бы совсем плохо:
все книжки не захотели бы дружить с нами. И вы не могли бы читать нам книжки.
Дети. Что было бы, если потерялась
варежка?.. Если бы забыл в холодную погоду одеть пальто?.. Что было бы, если
перепутал все вещи и устроил путаницу?.. Что было бы, если бы сразу сломались
все стульчики и столы?.
Воспитатель. Что же они сами бы
сломались?
Дет и (несколько озадаченно).
Нет, нельзя по ним бегать, залезать на стол, ломать их.
Воспитатель. Вы все говорите о плохом
отношении, а что было бы, если бы бережно относились к вещам, берегли их,
заботились о них?
Дети (испытывая некоторое затруднение).
Если бы, если бы, если бы...
Воспитатель. Да, да: ведь если бы Федора
Егоровна не начала хорошо относиться к вещам, заботиться о них, разве
вернулись бы вещи к ней?
Дети. Но ведь книжки, если они уже
разорваны, а картинки запачканы, их нельзя вернуть.
Воспитатель. Да, но что же делать тогда?
Дети. Нужно попросить купить новые
и не рвать их, беречь, убирать в шкаф, ставить на полочку... А ботиночки нужно
чистить и ставить рядом, носок к носку, как в детском саду... А пальто нужно
после прогулки аккуратно повесить и поправить рукавчики, чтобы не мялись... А
игрушки не ломать и ставить туда, куда всегда ставят, а не раскидывать.
Воспитатель. Вот мы и узнали, что нужно к
вещам относиться бережно. Они нам помогают и нам о них нужно заботиться, не
портить вещи.