Дидактические задачи. Учить
детей различать в предмете цвет, форму, величину, назначение, название вещи.
Развивать наблюдательность, умение видеть целое и части в предмете. Упражнять
детей в составлении короткого рассказа о том, «что предмет рассказывает о
себе». Приучать детей слушать друг друга, не мешая, а иногда дополняя рассказ
товарища.
Игровые действия. Доставание
из «чудесного мешочка» различных предметов. Сравнение одного предмета с
другим.
Игровая задача. Посмотреть,
какие предметы (или игрушки) находятсяв«чудесноммешочке».
Игровые действия. Доставание
из «чудесного мешочка» различных предметов. Сравнение одного предмета с
другим.
П р а в и л а игр ы.
Поочередно доставать вещи из мешочка, показывать другим детям, внимательно
слушать рассказы детей, доброжелательно помогать при затруднениях.
Предметы, помещенные в «чудесный
мешочек», должны быть доступными по содержанию, но по возможности ранее не
совсем известные, привлекающие детей новизной. Могут быть парные предметы с
небольшими различиями, которые и должен заметить ребенок, обратив на это
внимание всех детей (другой цвет, форма, назначение и др.). Например, «Эта
чашечка голубого цвета с золотыми полосочками, а у Кати была красная чашечка с
цветочками. Чашечка маленькая, детская, для чая, а у Кати большая, для
взрослого. У чашечки есть ручка, а у стакана ее нет».
Организация игры. Дети сидят
полукругом. Мешочек лежит на столике, в центре.
Ход игры
Воспитатель. Мы уже путешествовали
в «страну вещей», но не рассматривали каждую вещь или предмет. А они могут сами
рассказать о себе- не только словами, а своими признаками и качествами: о
цвете, форме, величине, назначении, т. е. для чего вещь, как ею пользуется
человек. Каждый достанет какую-либо вещь из «чудесного мешочка», посмотрит
сам, покажет детям, подумает и придумает маленький рассказ о том, «что предмет
(или вещь) рассказывает о себе» — как будто это сам предмет рассказал .
Но сделать это не так легко:
нужно подумать, подобрать нужные
и звучные слова, сказать,
нравится ли предмет.
Воспитатель дает примерный образец
рассказа: «Жила в мешочке маленькая куколка. Вот она! У нее красное платье с
белыми горошками. Черные туфельки, белые носочки. Куколка веселая — улыбается».
Кто первый будет рассказывать?
Сережа. У мальчика была такая
игрушка — машина. Цвет машины голубой, а руль красного цвета. Машина длинная
— гоночная машина. У нее четыре колеса желтого цвета. Красивая машина. Я хотел
бы иметь такую.
** *
По окончании игры воспитатель
хвалит детей за то, что они внимательно смотрели на предмет, .рассказывали о
том, что в нем заметили. В случае необходимости можно сказать, что некоторые
дети лишь перечислили, что они видели, но рассказа не получилось. В следующий
раз они обязательно научатся рассказывать интересней.
Обычно дети внимательно слушают
друг друга, но за одну игру все рассказать не успевают. Поэтому игру можно
провести несколько раз, изменяя вещи-предметы.
Примечание. Игра «Раскроем тайну цветных
колпачков» такого же типа. Подобные игры можно разнообразить, меняя содержание.
Например, «Какой цвет использовал художник, который нарисовал картину
(поздравительные открытки у каждого)?» или: «В игрушечной мастерской сделаны
разные игрушки» (нужно составить рассказ по игрушке, отметив форму, цвет,
назначение и др.).