Дидактические задачи. Закрепить
знания о том, что человек делает много разных нужных вещей, придумывает умные
машины; помощниками человека являются знания, руки, инструменты, машины.
Руководит «помощниками» ум, способность
обдумать, как лучше выполнить работу, какой выбрать материал, использовать
инструмент, продумать, с чего начать работу и чем закончить.
Игровая задача. Узнать, какие
помощники помогают человеку в труде.
Игровые действия. Удаление и
приближение, захватывание и отталкивание предметов, сжимание кистью,
надавливание (для определения качества предметов), собирание мелких вещей с
помощью пальцев; веселые упражнения для рук, игра «Бирюльки».
Правила игры. По заданию
воспитателя по очереди выполнять разнообразные действия.
Оборудование. Набор предметов
для действий правой и левой рукой. Игра «Бирюльки».
Организация детей. Дети сидят
вокруг сдвинутых столов. Вещи расположены на столе, мелкие вещи — на
подносиках.
Ход игры
Воспитатель, чтобы возбудить
интерес детей, говорит о том, что человек делает много необходимых вещей
(назвать), придумывает умные машины, разные приборы. Работая, он использует
своих помощников. Воспитатель напоминает, что дети уже знают основных помощников:
зрение, слух. Предлагает подумать, догадаться, каких еще помощников имеет
человек для труда. (Не нужно торопить детей—пусть подумают, поищут ответ.) При
затруднении можно поставить наводящие вопросы: «Чем берут вещи, держат
инструмент при работе; как придвинуть вещь, если она далеко, или удалить,
переставить с одного места на другое?»
Воспитатель раскрывает роль
каждой руки: правая — работница, настоящая труженица; левая — помощница. Затем
просит подать что-либо и спрашивает: что же помогло увидеть, подать вещь?
(Зрение и рука.) Предлагает всем детям взять по карандашу и поставить их в стаканчик,
стоящий на расстоянии вытянутой руки; узнать, из какого материала сделаны шар
(деревянный) и мячик (резиновый). Пояснить,, почему узнали (проверка кистью руки
качества материала — твердость, эластичность).
Дети по предложению воспитателяпробуют кистьюрукисобрать очень мелкие предметы (пуговицы, желуди, маленькие кольца и др.)
и приходят к выводу, что мелкие вещи можно собрать только пальцами, а при
нанизывании бусин, надевании колец на шнур убеждаются в том, что правая рука
работает, а левая помогает, поддерживает.
Игра на всем протяжении строится
на разнообразных действиях детей. Воспитатель поддерживает, поощряет ловкость
рук, сообразительность. Затем спрашивает: «О каком же помощнике вы узнали? А
еще для чего руки нужны? Послушайте, как писатель Е. Пермяк написал о
разговоре с мальчиком Петей.
Для чего руки нужны
Петя с дедушкой были большими
друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы.
Спросил как-то дедушка внука:
А для чего, Петенька, людям
руки нужны?
Чтобы в мячик играть,— ответил
Петя.
— А еще для чего? - спросил
дед.
Чтобы ложку держать. — А еще?
Чтобы кошку гладить.
А еще?
— Чтобы камешки в речку
бросать.
Весь вечер отвечал Петя
дедушке. Правильно отвечал. Только он маленький был и обо всех других людях по
своим рукам судил.
А что бы вы сказали: для чего
же
еще нужны руки?»
Нужно подвести детей к пониманию
и осознанию того, что руки нужны для труда. «Рабочими руками вся жизнь
держится».
В заключение дети играют в
игру «Бирюльки». Игра требует внимания, сообразительности, ловких движений, их
координации. Дети делятся на две команды. Выигрывает та, которая раньше другой
расставит мелкие вещи (пуговицы, желуди, кольца).