Дидактические задачи. Закрепить
представление детей о том, что одинаковые по назначению вещи могут быть
сделаны из разного материала. Уточнить, какие признаки отличают один материал
от другого: внешний вид, прочность, хрупкость, пластичность, прозрачность,
окрашиваемость, способы обработки, использование. Подчеркнуть, что на
изготовление вещей затрачивается труд людей. Вещи — друзья человека, к ним
нужно бережно относиться, правильно ими пользоваться.
Игровая задача. Узнать, из
каких материалов изготовляется посуда.
Игровые действия. Рассматривание
предметов посуды из разных материалов. Разнообразные действия, которые помогают
выявить особенности того или иного материала.
Оборудование игры. Посуда из
разного материала, красивая по форме, по цветовой гамме. Наборы: посуда из
глины, фарфора, дерева, металла, стекла, пластмассы. В каждом наборе должно
быть не менее 8—10 предметов. Нужно предусмотреть фон для расстановки
Предметов, чтобы получилась красивая композиция (ткани, салфетки, подносы и
др.).
Посуда из разного материала
помещается в коробку или ящик, и каждый ящик украшается, завязывается шнурком,
как посылка (необыкновенный — сказочный ящик). Предметы посуды, вынутые из
ящика, располагаются на столиках так, чтобы дети их хорошо видели, могли
взять в руки, сравнить по виду,весу,форме,цвету, и т. д.
Ход игры
Воспитатель. Дети, вы уже
знаете, что предметы бывают разного цвета, формы, величины. Разные предметы
изготовляются разными мастерами, которые пользуются разными инструментами и
используют разный материал. Сегодня мы узнаем, из каких материалов делают
посуду. Вот в этих ящиках нам прислали разную посуду. Посмотрим, из каких
материалов она.
Разделимся на группки. Дети
каждой группки будут доставать вещи из своего ящика.
Каждый ребенок вынимает по
очереди какую-либо одну вещь: горшочек, кружку, мисочку, кувшинчик, тарелочку,
вазочку для цветов, масленку и др. Воспитатель разрешает посмотреть и
потрогать посуду руками. После того как дети посмотрели все предметы, воспитатель
спрашивает, догадались ли дети, что посуда, которую они достали, сделана из
разного материала, и предлагает собрать на каждом столике отдельно посуду из
глины, фарфора, стекла, пластмассы, дерева. Дети переносят посуду на столики.
Воспитатель вместе с детьми переходит от стола к столу и рассказывает:
«Глиняную посуду люди научились делать давно. Глины всюду очень много.
Глина — мягкий материал, она
хорошо поддается лепке.
Потом появился фарфор. Фарфоровая
посуда тоже изготовлялась из глины, но белого цвета. Фарфор — хрупкий материал
— даже при легком ударе посуда разбивается. Но фарфоровая посуда красивая,
легкая. Из фарфора изготовляются чайная и столовая посуда, вазы, фигурки
зверей и т. д.
Широко используется посуда из
металла. Она изготовляется из разных металлов. Посуда из чугуна (горшки,
сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам. Она
используется для приготовления пищи. Наиболее распространенной в настоящее
время является посуда из легкого металла — алюминия. Она имеет красивый
серебристый цвет, очень прочная, легкая, хорошо моется. Из алюминия
изготовляются кастрюли, сковородки, ложки и др.
Особенностью стекла как материала
является прозрачность, способность отражать разные цвета, переливы цвета. Из
стекла создают на специальных стекольных заводах очень красивую посуду:
кувшины, вазы, бокалы, стаканы, подарочные наборы и др. В отличие от других
материалов посудное стекло является хрупким материалом; оно раскалывается от
легкого удара, нажима, переноса, падения, лопается при жаре и холоде. Посуда из
стекла требует бережного обращения.
Широко используется материал,
который называется пластмасса. Из него изготовляется вспомогательная посуда:
тарелочки, вазы, стаканчики и др. Для приготовления пищи посуда из пластмассы
не годится, так как при высокой температуре она плавится. Не употребляется
пластмассовая посуда и для горячей пищи, горячей воды. Отличительным
качеством ее является цвет. Пластмассовая посуда очень легкая, тонкая,нонепрочная,легкобьется.
Долгое время материалом для
посуды было и дерево. Из дерева делались кадушки, миски, корытца, ложки,
толкушки, лопатки и другие предметы. Они остаются и в настоящее время, но все
больше вытесняются предметами из других материалов.
Особое место приобретают сувенирные
изделия из дерева: расписные настенные тарелки, точеные яички, бочонки, вазы,
стаканчики, мисочки и др.».
Целью ознакомления детей с
разными материалами является не раскрытие технологии изготовления вещи, а
развитие наблюдательности детей, умения видеть материал в вещи, целесообразно
в соответствии с ним пользоваться предметом или вещью, владеть им. Ознакомление
с предметами из материалов обеспечивает развитие мыслительной деятельности,
способности к обобщению, классификации по тому или иному признаку, способности
соотносить вещи к единичному и единичное к общему.
В одной игре, видимо, нельзя
знакомить со всеми материалами, особенно привлекая детей к разнообразным
действиям, упражнениям в использовании предметбв посуды в разных условиях.
Воспитатель, зная детей, учитывая их опыт, распределит это знакомство на
несколько игр.
Игра «Из какого материала сделана
игрушка?» вызывает особый интерес детей и вместе с тем является упражнением в
узнавании материала. Проводится она по типу игр с использованием «чудесного
мешочка», из которого дети по очереди достают игрушку и называют материал.
Правильное определение материала является наградой — ребенок получает
игрушку.