Воспитатель. Очень интересно путешествовать
в разное время суток, узнать, что происходит утром, днем, вечером, ночью, кто
как работает (трудится)... Вот мы и отправимся в такое путешествие.
Послушайте и
скажите, о каком времени суток я прочту стихотворение.
Если звонко
за окном Защебечут птицы, Если так светло кругом, Что тебе не спится. Если
радио у вас Вдруг заговорило, Это значит, что сейчас...
Какое время
наступило, догадайтесь сами. (Первая конкретная игровая задача.)
«А почему
вы думаете, что наступило утро?» (Задача на выделение признаков, перечисленных
в стихотворении.) Если дети затрудняются с ответом, воспитатель задает дополнительные
вопросы: «После какого времени суток наступает утро? Сравните утро и ночь.
Какие изменения происходят в утреннее время? (Предполагаемый ответ: «Утром
светлее, чем ночью».) «Почему?»— «Начинает светить солнце».— «Еще какие
изменения?» — «Просыпаются птицы и начинают щебетать. Цветы раскрывают бутоны»
и т. д.
«А как люди
узнают, что наступило утро?» (Дети иногда указывают на часы: «По часам».) «А
еще как узнают?» (Вопрос направлен на необходимость припоминания, размышления.)
При необходимости педагог возвращается к прочитанному стихотворению.
Если радио у
вас Вдруг заговорило...
В шесть
часов утра по радио передают бой часов со Спасской башни Кремля и исполняется
Гимн Советского Союза, потом все слышат слова: «С добрым утром». Это
пожелание, чтобы у всех людей утро было доброе, чтобы все были здоровы, хорошо
трудились, помогали друг другу.
Теперь вы
путешественники. Отправляемся на нашу улицу.
Путешественники
выходят на улицу и смотрят, что на ней происходит. Педагог напоминает: «Ночью
людей на улице было мало. И машин мало. Люди отдыхали ночью, и машины стояли в
гаражах.
Наступило
утро. Какие изменения произошли? Подумайте и скажите».
Дети обычно
перечисляют: «Люди ходят... Машины... Ребята...» Воспитатель подтверждает
правильность ответов, но просит посмотреть внимательнее. Если дети затрудняются,
педагог подсказывает: «После ночи все отдохнули, и началась работа».
Путешественники внимательно смотрят, кто как трудится утром. Они замечают, что
дворник сгребает снег и посыпает тротуар песком. Он заботится о том, чтобы
кто-либо не поскользнулся, не упал, не ушибся. (Летом он поливает улицы из
шланга, или это делает поливальная машина, а другая машина большой щеткой
подметает сор.)
Педагог
обращает внимание детей на почтальона и спрашивает, зачем почтальон утром
заходит в каждый дом. Дети говорят, что в каждом доме есть ящики, в которые
почтальон опускает газеты, чтобы люди утром могли их прочитать. Дети отмечают,
что шоферы на машинах подвозят к булочной свежий хлеб (булочки, пряники,
сухарики, сушки, баранки). На других машинах шоферы привозят бидоны (бутылки)
с молоком, бутылки с кефиром, со сливками. А на троллейбусах, автобусах,
трамваях люди едут на работу.
Вот быстро
промчалась машина «Скорая помощь». Врач едет к больному, чтобы помочь ему.
Школьники идут в школу.
Многое
замечают путешественники. Страничка жизни одной улицы используется
воспитателем для формирования представления о том, что утро — начало жизни и
работы, что каждая работа — важна и необходима, что люди помогают друг другу.
После
возвращения в детский сад воспитатель предупреждает, что путешествие не
закончено, так как путешественники не узнали, как утром работают в колхозе.
Если дети, будучи в летнее время на даче, ходили на экскурсию, воспитатель использует
их воспоминания. Можно показать детям заранее подобранные картинки. Дети
узнают, что рано утром просыпаются коровы, лошади, козы, телята, ягнята,
поросята. Фермеры их кормят, чистят, заботятся о малышах.
На молочной
ферме доярки рано утром доят коров. Молоко они сливают в большие бидоны,
отправляют их в город: в детские сады, школы, больницы, магазины.
Трактористы,
комбайнеры осматривают машины, выходят в поле.
В рабочие
дни недели так бывает каждое утро.
Воспитатель
спрашивает детей, что было бы, если бы люди не начинали работу с утра? Вопрос
заставляет детей подумать, поискать ответ.
Воспитатель
конкретизирует вопрос, делает его более близким к опыту и интересам детей:
«Что случилось бы, если бы повар утром не пришел на работу и не приготовил бы
завтрак?» Дети отвечают, что они остались бы без завтрака. «А если бы шофер
автобуса не вывел утром машину из гаража?» — «Все опоздали бы на работу,
пекари не успели бы выпечь хлеб, учитель не пришел бы в школу, врач в поликлинику».
Утро —
важное время суток. За ночь все отдохнут, а утром начинают работать.
Народ так говорит:
«Утро всему начало», «Утро день красит».