Дидактические задачи. Закрепить
представление о том, что хлеб нужен каждому человеку. В нашей стране для всех
людей хлеб растят колхозники на огромных колхозных полях. Ученые, инженеры и
рабочие создали разные машины, помогающие колхозникам в их почетном и нужном
для всех труде.
Воспитывать уважительное и
благодарное отношение к труду хлеборобов.
Игровая задача. Узнать, откуда
приходит хлеб на стол.
Игровые действия. Воображаемое
путешествие по картинкам. В сельской местности — непосредственное наблюдение
труда хлеборобов.
Оборудование игры. Хлебные
зерна, увеличительные стекла — лупы (если это возможно). Картинки с
изображением сельскохозяйственных машин[1]. Мешочек для
зерен, если дети имеют возможность посеять их на своем поле (в сельских
условиях).
Ход игры
Воспитатель. Хлеб нужен
каждому человеку. Народная пословица говорит: «Хлеб — всему голова». Это
значит, что хлеб — главный продукт. А наша страна — огромная, и живут в ней
более миллионы людей. Нам нужно много хлеба. Кто же выращивает хлеб для
всех? Кого все люди благодарят за трудный и почетный труд по выращиванию
хлеба? Чтобы это узнать, мы будто бы поедем в путешествие (по картинкам). А
если вы будете жить в сельской местности, пойдите в поле, где можно все увидеть.
Итак, отправляемся в путешествие...
Весной в поле выходит трактор—
большая машина, которую ведет тракторист. Вот мы видим — и поле, и трактор
(показывет картинку). У тракториста много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить
землю — приготовить мягкую и теплую постель для зерен. Готовить землю нужно
быстро. Пословица говорит: «Весенний день — год кормит». Чтобы был большой урожай,
нужно подготовить землю и посеять зерно вовремя; иногда трактористы работают,
сменяя друг друга, день и ночь.
Прежде чем дальше пойти в путешествие,
посмотрим хлебные зернышки. Возьмите их на ладошку: видите, какие они
маленькие, а их росточки пробьются через слой земли...
А вот мы опять в поле. На вспаханное
поле вышли машины сеялки (показывает картинку). Посмотрите! Сеялка сеет сразу
в три ряда. Зерна падают в землю ровно. В колхозах поля огромны! Только используя
машины можно быстро засеять поля.
Идет время, зерна прорастают
из земли, появляются всходы, и вот уже все поле в золотых колосьях. Хлебные
поля сравнивают с морем. Подует ветер, и колосья качаются, как золотые волны.
Но... осень приближается,
стали колосья золотыми, созрела рожь. Пришла пора убирать урожай. Нельзя
медлить: колоски могут осыпаться, и зерна ржи, пшеницы упадут на землю.
В поле вышли комбайны. Управляет
машиной комбайнер. Комбайны срезают колосья, обмолачивают — отделяют зерна от
колосьев. Спешат колхозники собрать урожай, пока погода хорошая. Работают
комбайнеры днем и ночью, сменяя друг друга.
И собирают колхозники золотые
горы зерна!
Окончание сбора урожая колхозники
празднуют как большой «Праздникурожая» — праздник труда. Славят знатных хлеборобов
— трактористов, сеятелей, комбайнеров— всех, кто трудился, кто выращивал хлеб.
Веселый, радостный праздник!
А потом на машинах, украшенных
красными флагами, везут зерно в новый дом — огромный элеватор (показывает
картинку). Здесь зерно хорошо сохраняется.
Потом по воде и суше зерно
отправляется в города, на мукомольные заводы. Там зерно размалывают в муку.
Потом муку в специальных машинах везут на хлебозаводы, в пекарни (показывает
картинку) .
А из пекарни в специальных машинах
буханки хлеба, батоны, булки везут в магазин. И в магазинах люди, покупают
все, что есть на этой картинке(показываеткартинку).
Много людей работают, чтобы
зерно стало хлебом и попало в магазин, а потом и к каждому человеку на стол.
Надо помнить о нелегком труде трактористов, комбайнеров, шоферов, мукомолов,
пекарей, продавцов. И всем им говорить «спасибо!».
И нужно не только благодарить
за хлеб. Нужно беречь хлеб — богатство Родины.
Никогда не бросайте хлеб, даже
маленькие кусочки. Если кто-либо из младших детей бросит — остановите их. Вы
уже старшие.
Берегите хлеб!
[1]Картинки можно использовать из
кн.: Как машины хлеб берегут. М., 1977.