Дидактическиезадачи.Рассказать детям о роли слуха
в жизни человека, о том, как человек охраняет слух и помогает тем, кто плохо
слышит. Развивать слуховые восприятия, ввести в словарь детей новое слово
«слух». Учить детей соотносить звук с предметом или частью его, узнавать по
звуку о состоянии предмета.
Игровыедействия. Прислушиваться к звукам,
издаваемым разными предметами, и отгадывать их по звукам. Отмечать кружочком
правильные ответы.
Правилаигры. Сохранять тишину, чтобы
хорошо услышать звук. Поднятием руки выражать желание сказать.
Тот, кто правильно узнал, получает
какой-либо значок: кружок, звездочку,цветнойбилетик и др.
Оборудованиеигры. Ширма, которая находится в
некотором отдалении от детей. За нею предметы, издающие звуки: барабан,
колокольчик, свисток, детская погремушка, книга, молоток, какой-либо
музыкальный инструмент (гармошка, музыкальная шкатулка и др.). Поднос со
значками: кружочки, звездочки — для тех, кто правильно узнал предмет по
звуку.
Ходигры
Воспитатель. Видеть, различать предметы,
вещи нам помогали глаза — зрение. А сейчас поиграем в игру «Узнай предмет по
звуку». Вот ширма, за нею спрятались разные предметы — вещи. Их мы и будем
узнавать по звукам. Должно быть тихо-тихо, чтобы лучше услышать звук и
догадаться о предмете. Кто услышит звук, узнает, к какому предмету он
относится, должен поднять руку. У вас на столе лежат кружочки. Кто узнает
предмет, один кружочек положит перед собой. Это означает, что он выиграл. У
кого будет больше кружочков, тот станет победителем.
После того как дети по звуку
узнают предмет, воспитатель отмечает, кто сказал правильно, и разрешает
взять кружочек или какой-ли-бо'значок (какой принят по договоренности).
Иногда для проверки и усложнения
задачи воспитатель вызывает нескольких детей сказать ей тихо, чей звук они
услышали. Или просит подтвердить правильность ответа и тем самым привлекает к
активному участию всех. После того как опробованы на звук все предметы, какие
были намечены, воспитатель спрашивает, как же дети узнали, к какому предмету
относится звук. Что помогло им узнать? Дети обычно говорят, что они услышали
звук. Некоторыеговорят:помоглоушко,
...и. Воспитатель уточняет:
«Помогает слух. Вы слушали, услышали и вам помогал слух. У нас помощником
было зрение, а теперь нашли нового помощника. Какого?» Дети. Слух.
Воспитатель. Какую же пользу приносит
человеку слух, где, какие звуки он помогает услышать?
Сразу дети могут и не ответить
на поставленный вопрос. Педагог наводящими вопросами помогает детям найти
ответ. Какие звуки дома? Тиканье часов, звонок телефона, шипение пылесоса,
звон посуды, звонок в дверь и др.
Звуки города: шум машин, звук
трамвая, сигнальные звуки.
Звуки в природе: крики птиц,
голоса животных, плеск ручья, волн, шуршание падающих листьев, раскаты грома.
Примечание. Содержание игры довольно сложно, так как дети не
видят предмета, о котором нужно сказать. Его заменяет звук. Игре следует
придавать некоторую таинственность «открытия» чего-то нового, необычного для
детей.