Дидактическиезадачи. Закрепить представления детей
о том, что дерево — материал, из которого можно делать разные вещи. Уточнить
знания об особенностях дерева как материала.
Сообщить детям знания о том,
кто делает вещи из дерева и какими инструментами, и о том, что на фабриках,
заводах инструменты заменяются машинами.
Игроваязадача. Отгадать загадку и узнать
«Кто, что, из чего и чем?».
Игровыедействия. Умственные и воображаемые
действия в соответствии с текстом. Практические действия по отбору орудий труда
или картинок с их изображением.
Правилаигры. Внимательно слушать, думать,
узнавать, подавать нужные вещи или их изображения на картинках.
Оборудование. Столярные инструменты: пила,
молоток, рубанок, топорик и др. Картинки с изображением инструментов,
которыми работает столяр.
Ходигры
Воспитатель. На занятиях вы рассматривали
кусочки дерева и узнали, что дерево — материал, из которого делают разные вещи.
Дерево— материал очень твердый, прочный, его можно распиливать, раскалывать,
строгать, обтачивать,
При проведении этой игры
воспитатель использует книгу А. Шибаева «Лучше дела не найти».
сколачивать, окрашивать,
полировать. А сейчас поиграем в игру. Она называется «Кто, что, из чего и чем?».
Это игра-загадка. Надо подумать и узнать, кто делает, что делает, из чего (из
какого материала), чем (какими инструментами). Нам будет помогать книга «Лучше
дела не найти». (Показывает картинку, на которой изображен столяр.)
Кто на картинке, догадайтесь.
Вот как он о себе говорит: «Я — столяр, чудесная у меня профессия!» Вот и
разгадали часть загадки. (Кто?) Назовем столяра Николай Петрович (дети могут
сами предложить имя).
Что делает столяр Николай Петрович?
(Картинку детям не показывают.) После ответов детей, их предположений педагог
читает:
Рамы, двери, табуреты,
полки, тумбочки, скамьи.
Очень важные предметы
руки делают мои.
Вот мы и узнали, что делает
столяр. А теперь нужно узнать чем? Какими инструментами? (Если есть
инструменты или заменяющие их игрушки, картинки, дети выкладывают их из ящичка
для инструментов и из папки на стол.) .
Воспитатель. Послушаем, что говорит
Николай Петрович:
Хорошо, что в мастерской Все
что надо под рукой.
Воспитатель. Из чего делает Николай
Петрович все ' нужные предметы, которые он назвал?
Дети. Из дерева, из доски.
Воспитатель. Николай Петрович говорит:
Подходящая доска, да — корявые
бока...
Чем, какими инструментами
можно сделать ее ровной? Отгадайте загадку.
Он хоть и железный,
а такой любезный!..
Сто поклонов отдал ей,
и теперь она ровней.
По предложению педагога
кто-либо из детей показывает инструмент или картинку.
Воспитатель. Послушайте же дальше:
Он считает: где не гладко,
там, конечно, нет порядка.
По доске прошел, шурша,—
Стала очень хороша!
Каким инструментом Николай
Петрович сделал доску гладкой — вот загадка! (Дети показывают инструмент или
картинку.)
Стала доска очень хороша! Но
нужна короче... Опять загадка.
...Доску грызла и кусала,
на пол крошки набросала,
но — не съела ни куска:
знать, невкусная доска!
Про какой инструмент загадка?
(Ответы детей проверяются картинкой
в книге, и пила или картинка выкладывается на стол.)
А теперь чья очередь — какого
инструмента?
Он сунул в доску нос витой:
«Узнать охота мне, что там внутри и что на той, обратной, стороне...»
Не догадались? Ну теперь моя
очередь говорить: это коловорот. (Показ картинки.)
И еще есть загадка:
Грубоват. Характер крут.
Но зато — ударный труд!
Тук! — и гвоздь пошел на пост.
Тук! — во весь высокий рост.
Тук! — и вот уже одна
Шляпка в клеточку видна...
Воспитатель. Про какой инструмент
загадка?
Дети. Молоток. (На стол кладется
молоток и картинка.)
Воспитатель. И еще самая последняя
загадка.Про что она?
Так сдружил он деревяшки —
планки, рейки, колобашки,— что водой не разольешь.
Трудно отгадать?.. Николай Петрович
помогает:
Вот какой волшебный клей у
меня имеется... Жить на свете веселей, если дело клеится!
(Дети находят на картинке
банку с клеем.)
Воспитатель.Отгадаливы загадки и узнали, кто работает? Дети. Столяр.
Воспитатель. Что он делает? Дети. Табуреты, рамы, полки, двери.
Воспитатель. Из чего он все это делает?
Дети. Из дерева.
Воспитатель. Чем он работает? Какими
инструментами?
Дети. Рубанком, пилой, топором...
Воспитатель. Как столяр Николай Петрович
сказал о своей работе?
Дети. Лучше дела не найти! Я—
столяр, чудесная у меня профессия!
Воспитатель. Да, все, что делает столяр,
очень всем нужно, и люди говорят ему спасибо!
На мебельных фабриках каждый
инструмент заменяют машины: они пилят доски, стругают, привертывают отверстия,
сколачивают, склеивают части. Машины работают быстро иизготовляют много вещей.