Задачи: сформировать представление детей о причинах появления
и эволюции железнодорожного и воздушного транспорта в связи с техническим
прогрессом. Развить способности детей к сравнениям и суждениям. Воспитать
интерес к технике.
Дидактический
материал: иллюстрации: «Старинный
экипаж с пассажирами на станции, где меняют лошадей», «Поезд, пассажиры и
вокзал в старину», «Современный поезд, вокзал, перрон», «Полет на воздушном
шаре», «Современный аэропорт», схема расположения селений, карта России.
Предметные картинки: ямщик, экипаж, паровоз, тепловоз, вагон, воздушный шар,
первый аэроплан, самолет, аэробус, ракета, пилот в форме, стюардесса, космонавт.
Педагог. Вспомните, как попадали древние люди из поселения в
поселение, если не было реки? (Пешком.)
Посмотрите на схему: вот так близко располагались
селения. Прошло время, люди приручили лошадей, научились их запрягать,
придумали коляски и стали ездить в дальние селения (показывает
на схеме). Посмотрите, это
старинный экипаж. Как вы думаете, лошади уставали везти пассажиров да еще с
грузом? Что бы придумали вы, если лошади устали, а ехать надо?
Для этого придумали станции, где меняли лошадей и
пассажирам можно было отдохнуть. Кто ухаживал за лошадьми, экипажем, в пути
правил лошадьми? (Ямщик.) Это
был сильный и смелый человек. Иногда коляска попадала в болото — приходилось
тащить ее, а иногда в густом лесу нападали волки.
А людям хотелось ездить быстрее и еще дальше. И они
изобрели паровоз, придумали рельсы. Посмотрите, как выглядел старинный поезд.
Почему так мало вагонов? (Потому что сила у паровоза была
еще маленькой.) Это что?
(Труба.) Зачем она нужна паровозу?
(В паровозе есть топка для угля, труба — выход для дыма.) Огонь нагревает воду, а пар от воды помогал колесам
вертеться и двигаться. Отсюда и название — паровоз.
А потом люди придумали тепловоз и электровоз
(показывает). Им не нужен уголь,
поэтому нет и трубы. У них сильный двигатель, смотрите, сколько вагонов они
везут. Для поездов и пассажиров тоже стали строить станции и назвали их
вокзалами. Кто был на вокзале? Вы видели, кто ведет поезд? Как вы думаете, что
сложнее: править экипажем или вести поезд? Чему дольше надо учиться? А за
рельсами надо ухаживать? Кто этим занимается?
(Обходчики.) Можно ли ходить по
рельсам? Что-нибудь бросать на них? И то и другое опасно, так же, как опасно
подходить к краю перрона. Как вы думаете, далеко ли можно уехать на поезде?
Посмотрите, как много железных дорог на карте нашей страны
(показывает карту России). Вот наш
город... Посмотрите, куда ведут дороги.
А как же добраться туда, где и железной дороги нет, и
рекой не доплыть? (Можно долететь самолетом.)
Вы думаете, люди сразу изобрели самолет? Нет, сначала
они придумали воздушный шар, надули его дымом от костра — и шар полетел.
Посмотрите. Но шар летал медленно. И в конце концов
придумали вот такой самолет (показывает). Он маленький, в нем нет пассажиров. А вот большой
пассажирский самолет (показывает). Кто летал из вас на самолете? Кто управляет
самолетом? (Команда во главе с командиром.) Долго ли учатся, чтобы водить самолет? Как называется
место, откуда взлетают и куда приземляются самолеты?
(Аэродром.) Куда можно улететь на
самолете? (В другую страну, на Дальний Восток.)
Что это за машина?
(Вертолет.) Зачем людям
понадобился вертолет? (Самолет не везде может сесть.) Вертолет перевозит больных из далеких деревушек,
спасает человека в беде (показывает иллюстрации).
Уже были и поезда, и самолеты, и вертолеты, но людям
хотелось ездить еще дальше, летать еще выше. И что они изобрели? Что это?
(Ракета, станция «Мир».)
Как вы думаете, сложно ли управлять ракетой? Кто ею
управляет? (Космонавт.)
Куда летают на космическом корабле? (В космос.) Как называется место, откуда взлетают космические корабли?
(Стартовая площадка, космодром.)
Есть ли на таком корабле пассажиры? Как попадают в
космонавты? (Их отбирают и долго тренируют.) Зачем же летают космонавты, если они не возят
пассажиров? (Они проводят научные исследования, видят пожары,
загрязнения рек, едкий дым — можно помочь природе.) Космонавты составляют карты Земли, изучают другие
планеты, помогают ученым составлять карты погоды.
А теперь отгадайте загадки.
То, что ездит по рельсам (по железной дороге),
называется ... .