Задачи: развить представление детей об изменении видов и форм
средств коммуникации. Развить наблюдательность, способность к суждениям,
интерес к технике и правилам ее использования.
Педагог. Сегодня мы с вами поговорим о том, как общались люди
в разные времена. Начнем с тех, кто жил давным-давным- давно. Как мы их
называем? (Древние люди.)
Как общались эти люди? (Говорили, кричали.) А если они жили далеко?
(Использовали барабаны.) И те, кто
слышал звуки барабанов, говорили: «Нас зовут на праздник в соседнее селение». А
иногда говорили: «Барабаны угрожают, к нам идут воины».
А что делали древние люди, если они хотели что-то сообщить,
а тамтамов не было? (Они зажигали костры.)
Иногда оставляли знаки на деревьях или на скалах. А
потом придумали посылать человека, который бегал быстрее всех. Знаете, как его
называли? (Гонец.)
Посмотрите. Намного позже, когда люди приручили лошадь, гонец с известием ездил
на лошади. К тому времени некоторые люди научились писать и читать. Те, кто
умел, писали письма. А те, кто не умел, просили других. Когда многие люди
научились писать и читать письма, пришлось для их перевозки сделать специальную
почтовую карету. Посмотрите.
к!ак вы думаете, кто придумал передавать сообщения при
помощи флажков? (Моряки.)
Посмотрите, как они это делают (показывает иллюстрацию).
А вы видели праздничные флаги на кораблях? Что они сообщают
не только морякам, но и всем, кто пришел на берег? (Что
сегодня праздник.)
Шло время. Ученые делали открытия, изобретали
различные аппараты. Так был придуман телеграф. Люди по проводам могли передать
то, что возили почтовой каретой. Получалось быстрее.
Чтобы работать на телеграфе, нужно было учиться. Чтобы
ремонтировать аппараты, понадобились техники, инженеры.
А что это? (Старинный телефон.) А это? (Современный телефон.) А вот это?
(Радиотелефон.) Для сообщения по
радио не нужны провода. У кого из вас есть дома телефон? Кому вы звоните? По
какому номеру телефона передать сообщение о пожаре? О заболевшем человеке? О
нападении хулигана? Как передать? (Произнести фразу: «Меня
зовут... Мой адрес... Здесь дым...» или: «Меня зовут... Мой адрес... Здесь
больной...»)
Можно ли по телефону звонить в другие города и страны?
Кто из вас разговаривал таким образом?
Если вы в гостях, можно ли брать телефон без
разрешения хозяев?
А
как вы думаете, телевизор нам о чем-нибудь сообщает? О чем? (О погоде, о мире животных, о других людях, городах и
странах.) Вы много смотрите телевизор? Это полезно или вредно? (Полезно, потому что приятно и можно узнать много
интересного. Вредно, если смотреть долго.)
Еще древние люди знали, что нельзя долго смотреть на
огонь и на солнце — заболят глаза. Нельзя подолгу утомлять глаза и телевизором.
А есть ли у вас дома компьютер и компьютерные игры? Вы
знаете, как с ним обращаться? Можно ли долго играть? Кто знает, почему нельзя?
Работают глаза, а если они работают — работает мозг. Если долго сидеть за
копьютером — устает мозг, в результате вы плохо засыпаете, устаете. Если вы
хотите подольше поиграть или посмотреть, нужно сделать перерыв на 5 минут (через
каждые 20 минут). Давайте сейчас дадим глазам отдохнуть: закройте свои глаза. А
теперь скажите, можем ли мы сейчас послать кому-нибудь сообщение?
(Маме к 8 Марта в форме сердца листок с рисунком.) Почему в форме сердца? Сердце — знак любви во все
времена.