Задачи: развить понятие об эволюции жилища человека от древнего
мира до сегодняшних дней, внешнем виде, отоплении, освещении, канализации.
Научить детей видеть связь между явлениями, развить любознательность.
Словарь: курная изба, дворец, сваи, уши (у ушата), крыльцо,
баня, современные дома, дачный домик, очаг, печь, паровое отопление,
обогреватель, костер, керосиновая лампа, копоть, светец, лампа, таз и кувшин,
рукомойник, кран.
Дидактический
материал: иллюстрации: «Так жили
древние люди» (пещера+костер; хижина+очаг), «Курная изба и ее хозяева», «Топится
изба по-черному», «Изба, крытая тесом, и ее хозяева», «Внутри избы», «Современная
улица». Предметные картинки: пещера, хижина, очаг, печь, которая топится
по-черному, русская печь, светец, керосиновая лампа, ушат, рукомойник,
обогреватель, люстра, бра, калорифер, кондиционер.
Педагог. Посмотрите на эту иллюстрацию и скажите: что за люди
нарисованы? И когда они жили? (Древние люди.)
Как называлось их жилище? (Пещера.) Как они в нее попадали? (Или через
большое отверстие или через лаз.)
Что было внутри? (Пусто.) Чем освещалась пещера? (Ничем.) Как люди обогревались в ней? (Грелись
друг о друга или шкурами.)
А
это что? (Хижина.)
Чем она лучше пещеры? (Ее можно
построить, где нужно.)
А что это? (Костер.) Люди научились добывать огонь и придумали
обкладывать его камнями. Зачем? (Камни не давали огню «бежать»
и долго держали тепло.) Хижины
стали больше, в них появился очаг. Посмотрите. Почему хижины подняты на столбы
(сваи)? (Чтобы защититься от ядовитых насекомых, змей.)
Где умывались древние люди? (В ручье,
реке, море.) А что это за
сооружение? (Курная изба.)
Кто ее сделал? Каждый строил себе сам. В ней была печь без трубы. Дым шел в
избу, поэтому внутри все было в черной саже. А что это
(показывает светец)? (Светец с лучиной.) Давайте зажжем! Много света он дает? (Немного
у стола.) Долго горит? Что это в
углу (показывает на иллюстрации)! (Лавка, на ней ушат с водой
чистой, под лавкой ушат для грязной.)
Как носили ушат? (За уши.)
Чем отличается эта изба? (Она
больше, окна, труба, светелка вверху.) Когда люди стали строить такие избы? Это произошло намного позже,
когда научились бревна пилить на доски, делать печи из кирпичей.
Почему две трубы? (Дом
большой, в нем две печи.) А что
это за маленький домик рядом, тоже с трубой? (Банька.) В ней не только мылись, но и стирали. А в доме уже
было несколько комнат: в одной из них спали. Комнаты обогревали вот такой
печкой (показывает).
Печь был; Такая печь грела, но на ней негде было готовить. Поэтому в кухне
делали русскую печь, в которой готовили
(показывает). А что это на кухне в
углу? (Это рукомойник.) Почему его так назвали?
Что стоит на столе?
(Керосиновая лампа.) Что давало
больше света: светец, свеча или лампа? От чего было меньше копоти?
Что появилось у этих домов? (Крыльцо.) Зачем оно? С крыльцом теплее, так как оно защищает от
дождя, снега, ветра, на крылечке отдыхали и даже пили чай, посмотрите
(показывает крытое крыльцо).
А эти дома вы узнаете? (Это
современные дома.) Кто расскажет,
как они обогреваются? Как освещаются? Как в этих домах люди умываются? Где
стирают? Куда исчезает грязная вода после мытья и стирки?
Если хижину, маленький дом из бревен мог построить
один человек, то кто строит огромные дома?