Задачи: развить представление детей об изменении видов и форм
водного транспорта в связи с потребностями общества и техническим прогрессом,
привлекая опыт детей при построении суждений, воспитать интерес к прошлому.
Дидактический
материал: иллюстрации: «Плавание
древних людей на плоту и пироге», «Старинные суда у пристани», «Современный
порт и вокзал». Предметные картинки: пирога, плот, колесный пароход, грузовой
и пассажирский теплоходы, ладья, парусное судно, морской капитан, катер.
Педагог. Сегодня мы поговорим с вами о том, как передвигаются
люди по воде.
Посмотрите, что за люди изображены на иллюстрации?
(Древние люди.) На чем они
находятся? (Двое на плоту, один в пироге.) Зачем древнему человеку плот и пирога?
(Чтобы ловить рыбу и плыть в другое селение.) Из чего сделан плот? (Из
бревен.) Как делали пирогу?
(Выдалбливали или выжигали.)
Кто мог сделать плот и пирогу? (Любой
человек, достаточно сильный.) А
плыть в пироге или на плоту? (Тоже любой.) На плотах и пирогах плавали по реке, морю и даже по
океану.
Прошло время, люди научились делать лодки из брусьев.
Посмотрите, это старинное судно — ладья. Оно сделано без гвоздей.
Брусья так плотно сбивали, что щели оставались совсем
тоненькие. Их заполняли паклей, смешанной со смолой. Такая ладья не боялась
льдин, они ее выталкивали. Не каждый мог построить такое судно, этому учились.
Тот, кто научился, становился корабельным мастером. Не каждый мог и плыть на
ладье, тем более быть ее кормчим-капитаном. Куда плавали на ладье?
(Торговать, совершать открытия.)
Люди заметили, что ветер помогает плыть. И что они
придумали? (Показывает парусник.)
Капитаны рисовали карты, на них указывали, где легче
путь. Самые смелые на паруснике ходили в дальние страны, от них мы узнали о Японии,
Америке.
Прошло еще время. Люди придумали разные машины. И
тогда появился пароход. Смотрите, у него колеса и труба. Он похож на паровоз,
только плывущий. У него есть мостик. Кто на мостике? (Капитан.) У него команда. Кто построил пароход?
(Рабочие, мастера, инженеры.) Где
плавают такие пароходы? (По реке.) Зачем? (Перевозят людей, грузы.)
Посмотрите, как выглядит старинный порт, в котором
стоят суда... А теперь посмотрите на эту иллюстрацию: это старинные или
современные суда? (Грузовое и пассажирские суда, катер.) Скажите, кто видел эти суда, кто знает, как они
называются? Для чего нужно это судно? А это? Зачем нужны маленькие лодки и
катера, если есть такие большие суда? (Большие
не везде могут пройти.)
Кто ведет такие сложные суда? Команда во главе с
капитаном. Все они долго учатся, чтобы стать механиком, штурманом, капитаном.
А кто строит такие суда? Целые специальные заводы — судостроительные, где много
рабочих, инженеров, мастеров. Их называют судостроителями, и они специально
учатся. Посмотрите, судно спускают на воду... Здесь и те, кто строил, и те,
кто будет на нем работать.