Цель: * Дать детям элементарные представления о Солнечной системе и месте планеты Земля в ней; * Познакомить детей с космическим явлением – земное притяжение; * Развивать образное мышление: способность языком символов передавать свое представление об объектах природы. *
В игровой форме моделировать процессы, происходящие в природе;
развивать познавательный интерес, целостное восприятие картины мира. *
Расширять и активизировать словарный запас. (Планетарий, космос,
Солнечная система, астроном, телескоп, орбита, планета, звезда, комета.)
* Воспитывать любовь к нашему общему дому - планете Земля. Материал
и оборудование: игрушка - телескоп, карта-схема вращения планет
вокруг Солнца; девять разноцветных лент (орбит планет); девять шапочек
(планеты); большой обруч (Солнце); маленькие магниты, большой магнит,
металлические предметы; простые и красные карандаши для всех детей;
листы белой бумаги; шаблон; мяч. Предварительная работа: Чтение
художественной литературы: « Первый в космосе» В.Баруздина, « Шаги по
планете» А.Леонова, « Волшебные сказки космоса», « Сказка о солнечном
лучике» Т.И.Попова. Заучивание стихотворения «Звездная дорога»
Р.Селяниной, загадывание загадок, рисование отгадок, разучивание
звездной считалочки. Наблюдения: за ночным, вечерним небом; за звездами, Солнцем, Луной. Рассматривание иллюстраций Земли, других планет, созвездий, звездного неба. Рассказ воспитателя о профессиях астронома, космонавта и условиях их работы. Дидактические игры: «Космонавты», « Полет на Луну», «Складушки», «Звездная мозаика», Игра-моделирование «День и ночь». Рисование на тему: «Мы - космонавты», «Полет на Луну». Ход. Загадываю детям загадки: «Ну-ка кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет?» (Солнце) «Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица, Но знает, млад и стар, Что она огромный шар? (Земля) «Что видно только ночью» ( Звезды) - Правильно вы отгадали мои загадки. А вы хотите наблюдать за звездами и планетами? ( Да) - Приглашаю вас в планетарий. - Дети, а как называются люди, которые изучают планеты и звезды? -С помощью, каких приборов астрономы наблюдают за планетами и звездами. Предлагаю
2-3 детям посмотреть в «телескоп». - Что вы видите? (Солнце. Планеты.
Звезды. Звездное небо.) - В центре Солнечной системы находится Солнце.
Солнце – это большая звезда. Вокруг Солнца кружат большие и малые шары.
Всего их девять, а называются они планетами. Самая большая планета
Юпитер, а самая маленькая Плутон. Планеты никогда не сталкиваются между
собой. У каждой планеты - своя дорожка. Эти дорожки, по которым планеты
движутся вокруг Солнца, Называются орбитами. И чем дальше
находится планета от Солнца, тем длиннее ее орбита - дорожка. Самая
длинная дорожка у Плутона, самая короткая - у Меркурия. Планеты
отличаются, как вы правильно сказали, по цвету. Марс, какой по
цвету? (Красный ). Уран? ( Зеленая планета). А наша земля - голубого
цвета. Почему? Как вы думаете? (на ней есть воздух и вода, необходимые
для жизни). -Да, наша планета голубая. Астрономы называют ее
«голубой жемчужиной Вселенной». Жемчуг - драгоценный камень. Он очень
красивый. Так и наша Земля очень красива. Она единственная планета, на
которой есть жизнь. Чтобы вы лучше запомнили названия планет, я расскажу
вам сказку: Живет во вселенной дружная семейка - Солнечная система .Маму зовут Солнцем, а ее детей планетами.
Как цыплята вокруг курицы, кружат планеты вокруг Солнца, и всех оно
любит, согревает. Самого быстрого сыночка зовут Меркурий. Самую красивую
доченьку Венерой, а самую добрую Землей. Самый драчливый носит имя
Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер. Уран и Нептун отличаются
силой и спокойным характером. Сатурн самый серьезный и только маленький
Плутон всегда плаксивый и мрачный. У планет есть друзья-спутники.
Например, у Земли подружку зовут Луной. Игра-моделирование « Солнечная система». - Что еще мы можем наблюдать в телескоп. (Физкультминутка) Игра «Звездная мозаика» (разрезные картинки). -
Давайте поиграем. Я бросаю одному из вас мяч и говорю либо «Земля»,
либо «Космос». Тот, у кого мяч, называет любое слово, связанное с
Землей или Космосом. Например: Земля - лес. Космос - звезда. Земля -
река. Космос - планета и т.д. - Хорошо получилось! - А что будет, если вы не поймаете мячик? (Верно. Мячик упадет на пол.) - Почему так происходит? Представьте, что вы ученые-исследователи. Давайте опытным путем докажем, почему так происходит? Проходите в лабораторию. (Дети садятся за столы) - Какой формы Земля ? Показываю глобус. (Шар) -
А как Земля будет выглядеть на листе бумаги? ( В виде круга.) Возьмите
шаблон и обведите его. На Земле-шаре - люди живут со всех сторон.
Давайте и мы нарисуем на нашем кружочке- Земле- с четырех сторон по
мальчику с мячиком. У всех мальчиков мячики падают вниз (рисуют красным
карандашом стрелки) Но только у одного мальчика мячик, падая
«вниз» летел на нашем рисунке действительно вниз. У второго летел
вправо. У третьего - влево. А у четвертого – даже вверх. А если
перевернуть страницу, то у четвертого мячик - полетит вниз, у первого -
вверх. Значит «низ» может быть где угодно - и снизу, сбоку, и сверху.
Низ - это Земля, земной шар. И все, что на Земле, падает на землю, летит
к земному шару со всех сторон. Опыты с магнитами: Опыт № 1. С маленькими магнитами. (Дети с помощью магнита притягивают металлические предметы). Вывод: Земной шар тянет к себе все, что есть кругом, как магнит тянет к себе металлические предметы. Опыт № 2 с большим магнитом (Воспитатель с помощью большого магнита притягивает к себе маленькие магнитики детей). Вывод: Тянут друг друга к себе все предметы. Но перетягивает, кто сильнее,
кто больше. А тот, кто меньше, слабее, летит к большому и сильному.
Солнце больше Земли и других планет, поэтому оно притягивает к себе все
планеты, Поэтому они никуда не улетают, а вращаются вокруг Солнца. Вот
и закончилась наша экскурсия в планетарий. Вы узнали много нового и
интересного. Пройдет время, вы станете взрослыми. Кто-то из вас станет
астрономом и откроет новую звезду. Кто-то из вас станет космонавтом и
полетит к далеким планетам. И возможно встретят там инопланетян и
расскажут им о нашей замечательной планете Земля. Ведь такой красивой
планеты нет во всей Вселенной. Мы с вами должны любить и оберегать наш общий дом- планету Земля. Предлагаю детям сделать поделку «Звездочка» в технике оригами на память об экскурсии |