Вопросы к беседе
• Какие признаки наступившей весны ты заметил на своей
улице, на участке детского сада, на воскресной прогулке в парке?
• Расскажи, как ранней весной изменяется снег. А что с
ним происходит потом?
• Отчего тает снег весной?
• Как ты думаешь, почему весной день становится длиннее?
с этим связано и повышение температуры воздуха (потепление), и таяние снега.
• Как называется процесс таяния льда на реках? Почему его
так назвали?
• Отчего в весеннем небе так много кучевых облаков? Их
гораздо больше, чем зимой или летом. И почему их назвали «кучевые»?
• Расскажи, почему весной начинается активный рост растений?
Чем это вызвано? И почему зимой они не росли, а как будто спали?
• Отчего на деревьях и кустарниках набухают почки?
• Какие первые весенние цветы ты знаешь?
• Отчего весной снова возвращаются к нам перелетные птицы,
улетевшие осенью в теплые края?
• Какие насекомые появляются первыми весной? А где насекомые
были зимой?
- Работа в книжном уголке -
Рассматриваем фотоиллюстрации весенней природы. Проводим
с детьми сравнительный анализ: в чем отличия между ранней весной и весенними
приметами апреля—мая. Вспоминаем с ребятами названия весенних месяцев и
запоминаем ключевое «весеннее» слово: мам — март, апрель, май.
Цели
Образовательные
• Продолжать изучать с детьми сезонные изменения в природе,
которые происходят весной.
Воспитательные
• Воспитывать любовь к природе, наблюдательность, желание
разобраться в явлениях природы, понять их суть.
• Воспитывать активную любознательность.
Развивающие
• Развивать логическое мышление детей, учить строить причинно-следственные
связи.
• Развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться
сюжетной линии в рассказе.
• Развивать умение применять в своей речи образные выражения,
активизировать употребление прилагательных-эпитетов, связанных с темой
занятия.
Материалы для занятия
• Картины и фотоиллюстрации с изображением весенней природы.
• Четыре стола, каждый из которых имеет метку — цветовую
или в виде условных обозначений. Столы составлены так, что образуют большой
квадрат, в центре которого находится игровое поле.
• Игровое поле, подобное тому, что используется в
телевикторине «Что? Где? Когда?», юла с нанесенной на ней меткой.
• Конверты с вопросами.
Ход занятия
Часть 1 Введение
Воспитатель:
— Ребята, я думаю, вы уже обратили внимание на картины и
иллюстрации, которые я приготовила для сегодняшнего занятия. Поэтому вам должно
быть понятно, о чем пойдет сегодня речь. Правильно, о весне, которая сейчас
бушует за окном, пробуждая всю природу от зимнего сна.
Вы уже много знаете о весне, поэтому сегодня рассказывать
о ней будете вы сами. Я предлагаю вам участвовать в викторине. Для нее
приготовлено много вопросов. Вопросы нам прислали и старик Годовик, и ребята из
младших групп, и ваши родители. Они написаны на отдельных карточках, карточки
вложены в конверты, а конверты я разложила на столе.
Играть мы будем командами. Для того чтобы разделиться на
команды, сыграем в игру «Найди свою группу».
На столе раскладываются карточки небольшого формата (не
более чем 7x7 см) с изображением птиц, животных, растений, рыб (можно сделать
другой подбор). Количество карточек каждой группы должно быть одинаковым — по
5—6 штук. Карточки лежат на столе лицевой стороной вниз. Каждый ребенок
выбирает одну карточку. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть
карточки и самостоятельно разделиться на 4 команды. Принцип разделения
воспитатель не указывает. Дети, объединившись в группы, сами должны будут
объяснить, почему они создали именно такие команды.
Для разделения на команды можно предложить и другую игру «Разрезные
картинки». Выбираются четыре картинки необходимой вам тематики. Обратная
сторона каждой картинки имеет свой цвет. Картинки разрезаются на фрагменты,
общее количество которых равно количеству детей. Фрагменты беспорядочно
раскладываются на столе лицевой стороной вверх. Детям предлагается выбрать по
одному фрагменту, ориентируясь по цвету оборотной стороны, дети подходят к
столу с соответствующей цветовой меткой и собирают на нем свою картинку из
фрагментов. В соответствии с тем, что изображено на картинке, команды получают
свои названия.
Еще лучше, если дети сами придумают название для команды,
даже выберут девиз.

Часть 2 Игра «Отчего и почему?»
Ход игры
После того как команды созданы, воспитатель предлагает им
занять игровой стол. Представители каждой команды по очереди вращают юлу,
достают задание из конверта, отвечают на вопросы. Каждый вопрос оценивается
определенным количеством баллов, сложные вопросы имеют большую цену, простые —
меньшую. «Стоимость» каждого вопроса проставляется в уголке карточки.
На доске записываются названия команд, и после каждого
правильного ответа на вопрос команде присуждается соответствующее количество
баллов.
Перед тем как ответить на вопрос, члены команды должны
посовещаться и выбрать того представителя команды, который будет отвечать.
Если команда ответила на вопрос лишь частично, дала неполный
ответ, то ей присуждается меньшее количество баллов, чем «стоит» вопрос.
Если команда не может ответить на вопрос, который выпал
ей по жребию, это может сделать другая команда.
В некоторых случаях, при ответе на особенно трудные вопросы,
может понадобиться помощь воспитателя. Тогда команда получает меньше очков,
чем «стоит» вопрос.
Вопросы можно предложить следующие:
Вопросы старика Годовика:
1. Почему наступает весна? (10 баллов)
2. Назовите основные приметы весны. (7 баллов)
3. Почему весной тает снег? (8 баллов)
4. Почему весной так много ручейков? (3 балла)
5. Куда пропадают ручейки поздней весной? (5 баллов)
6. Ранней весной мы наблюдаем такое природное явление, как
наст. Что это такое? Почему он образуется? (7 баллов)
7. Почему весной в небе так много кучевых облаков? (9 баллов)
8. Почему снег быстрее тает вокруг стволов деревьев? (7
баллов)
9. Почему в лесу снег лежит дольше, чем в поле? (5
баллов)
10. Почему в городе снег тает быстрее, чем в деревне? (5
баллов)
Вопросы для младших детей:
1. Вспомните названия весенних месяцев. (1 балл)
2. Прочтите какие-нибудь стихи о весне. (5 баллов)
3. Что такое ледоход? Из каких двух слов образовано это
слово. Вспомните еще какие-нибудь слова, составленные из других слов. (3 балла)
4. Назовите слова, родственные слову «весна», созвучные
ему. (2 балла)
Вопросы матушки Природы:
1. Какие изменения происходят весной в мире растений?
(Они словно просыпаются и оживают после зимнего отдыха. Первыми начинают
оживать травы. Уже на первых проталинках с темной, влажной землей, когда
вокруг еще лежит снег, появляются яркие зеленые травинки, которые, несмотря на
холод, на ночные заморозки, упрямо тянутся к солнышку. Почки на деревьях и
кустарниках стали больше, набухли. Почему? Да потому, что в почке идет
невидимый пока глазу рост листочка. Если разломить почку, то в ней можно
увидеть крошечный, как будто во много раз сложенный листочек. Значит, весной
появляются условия, необходимые для роста растений — тепло, солнечный свет и
влага. Корни растений поглощают из земли влагу и посылают ее по стволу и
ветвям к каждой набухшей почке, листочку.) Правильный и полный ответ
оценивается в 10 баллов.
2. Март в народе в старину называли зимобором,
капельником и протальником. Объясните, почему? (8 баллов)
3. Народное название апреля — снегогон, водолей, месяц говорливой
воды. Объясните, почему? (8 баллов)
4. Май люди в старину называли травень, цветень и
песенник. Почему? (8 баллов)
5. Какие перелетные птицы возвращаются к нам весной? Почему
они улетают осенью и вновь прилетают к нам весной? (7 баллов)
6. Назовите первые весенние цветы. (2 балла)
Вопросы бабушки Загадушки:
1. Какой народный праздник отмечают весной на Руси издавна?
В чем смысл этого праздника? — 9 баллов. (Смысл Масленицы -проводы зимы и
встреча весны. Поэтому ее символом был круглый, горячий, желтый блин, похожий
на весеннее солнышко. На Масленицу пели песни и заклички, зазывая и приветствуя
весну. В конце масленичной недели сжигали чучело Масленицы, прощаясь с зимой.)
2. Вспомните различные народные пословицы и поговорки о
весне, народные приметы. (8 баллов)
3. У бабушки Загадушки что ни вопрос, то загадка.
Отгадайте-ка их:
Дует теплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)
За правильную отгадку — 2 балла
Висит за окошком кулёк ледяной.
Он полон капели и пахнет весной.
(Сосулька) — 1 балл
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся.
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(Апрель) — 2 балла
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник) — 1 балл
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, Что за месяц это?
(Май) — 2 балла
Занятия
На ветках — плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.
(Почки) - 1 балл
Часть 3 Подведение итогов занятия
Подсчитывают баллы, заработанные каждой командой. Воспитатель
обращает внимание детей на то, что лучших успехов добилась та команда, члены
которой смогли договориться, правильно отвечали на вопросы, совещаясь между
собой, помогая друг другу.
Команде-победителю вручают призы (лучше книги). Остальные
игроки получают поощрительные призы. О призах следует заранее договориться с
родительским комитетом. Это должны быть небольшие сувениры или познавательные
книги. |