Цель. Показать зависимость неживой и живой природы.
Примечание.
За основу занятия берется рассказ К. Д. Ушинского
«Проказы старухи-зимы».
Примерный ход занятия.
Педагог напоминает детям о том, что на дворе зима.
Уточняет, что принесла с собой зима (холод, снега, длинные ночи и короткие дни
и т. п.). Предлагает подумать, всем ли нравится то, чем гордится зимушка-зима.
У зимы бывает разное настроение. То она яркая и
искристая, то сварливая и даже злая. Вот что однажды произошло...
Педагог читает по частям произведение К. Д. Ушинского:
«Разозлилась старуха-зима; задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде
всего стала она до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав
и разметала их по дорогам... А птицы собрались, покричали и полетели за
высокие горы, за синие моря, в теплые страны. Остался воробей, и тот под стреху
забился».
Педагог обсуждает с детьми поведение птиц с
наступлением зимы. Подводится итог: часть птиц не стала спорить с зимой и
улетела в теплые страны; другая часть птиц осталась, у этих птиц есть свои
секреты, как пережить зиму.
Педагог продолжает чтение: «Накинулась зима на зверей.
Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и
посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с елки на елку
перепрыгивают, потрескивают да пощелкивают — зверей пугают.
Не испугались звери: у одних шубы теплые, другие в
глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызет, медведь в берлоге лапу
сосет, заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в
теплых хлевах готовое сено жуют, теплое пойло пьют».
Педагог обсуждает с детьми поведение разных зверей
зимой. Выясняют, чем вызваны изменения в поведении зверей зимой (зависимость
от явлений неживой природы).
Педагог продолжает чтение: «Пуще злится зима — до рыб
она добирается; посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко
бегут, молоточками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озерам,
по рекам мосты строят. Замерзли реки и озера, да только сверху, а рыба вся
вглубь ушла: под ледяной кровлей ей еще теплее».
Педагог интересуется у детей, как рыбы приготовились
зиму зимовать; обращает внимание на комнатных рыб в аквариуме, которые в тепле
и не замечают, что на улице зима.
Педагог продолжает чтение: «Ну, постой же,— думает
зима, дойму я людей» — и шлет мороз за морозом, один другого злее. Заволокли
морозы узорами оконницы в окнах; стучат в стены и в двери, так что бревна
лопаются. А люди затопили печки... да над зимой подсмеиваются. Случится кому за
дровами в лес ехать, наденет он тулуп, валенки, рукавицы теплые, да как
примется топором махать, даже пот прошибает.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые
ребятишки и те ее не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки
играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да еще мороз кличут:
«Приходи-ка подсобить!» Щипнет зима со злости одного мальчугана за ухо,
другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снега, давай тереть — и
разгорится у него лицо, как огонь». Никто не боится старухи-зимы.
Педагог интересуется у детей, как они относятся к
проказам зимы. Что делают, когда на улице «идут морозы один другого злее»? В
какие игры играют зимой на улице?
В заключение педагог говорит о том, что, несмотря на
плохое настроение у зимы, которое иногда у нее появляется, она все же нравится
нам — людям. А вот животным значительно труднее зимой, поэтому люди должны им
помогать зиму перезимовать. Но об этом поговорим позже.
Вне занятий
Работа с коллекциями «Ткани» и «Бумага»
При работе с коллекцией «Ткани» желательно создать
«дочернюю» коллекцию «Нитки». В коллекцию собираются нитки, разные по
качеству и расцветке. Педагоги вместе с детьми рассматривают их, выясняют их
качество и свойства. Большое внимание уделяется объяснению значимости ниток в жизни
человека. Для этого педагоги могут использовать произведение Е. Пермяка
«Пропавшие нитки».
При работе с коллекцией «Бумага» дети и педагоги
пополняют ее за счет образцов бумаги, из которой изготавливаются многочисленные
поделки для украшения елки и группы.
Альбом «Все работы хороши»
Альбом
пополняется новыми материалами после посещения детьми почты. Во время
заполнения соответствующих страниц дети закрепляют полученные ранее знания. |