Программные задачи: способствовать появлению в словаре
детей обобщающего понятия «посуда». Упражнять детей в различении и назывании
цвета и размера предмета. Обогащать игровые сюжеты; активизировать в речи детей
прилагательные. Способствовать освоению диалогической речи. Учить слушать и
понимать вопросы и отвечать на них; воспитывать чувство симпатии к сверстникам.
Материалы и пособия: две матрешки — большая и
маленькая; кукольная посуда: кастрюли, сковородки, чашки, тарелки, ложки,
вилки, ножи; набор предметов-заместителей; тарелки или мисочки для «мытья» посуды;
небольшие сюжетные игрушки.
Ход занятия
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
В теремочке кто живет?
Кто там песенки поет? Нет, там не зверюшки живут, а
матрешки. Мама-матрешка и матрешка-крошка. Мама-матрешка какая? (большая).
Платочек у нее какой? (желтый). Сарафанчик какой? (красный). Вот какая
нарядная большая мама-матрешка. А дочка, посмотрите, какая? (маленькая).
Платочек у нее какой? (зеленый) и т.д.
У матрешек будет праздник, ждут гостей они сейчас,
приготовили угощение, а вот тарелочек и чашек — посуды — у них нет. Собрались
матрешки и поехали в магазин.
Дети ритмично постукивают ладошками по коленям,
приговаривая:
Поехали, поехали,
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали,
С калачами, с калачами,
Вприпрыжку, вприскочку,
По кочкам, по кочкам.
Бух! — упали,
Встали, посмотрели: куда же мы попали?
А попали мы в магазин. Магазин приличный, но
необычный. Давайте посмотрим, что здесь продается? (Выставляю на стол посуду.)
Вот чашки, тарелки, ложки и вилки, а это что? (кастрюли). А это? (сковородки) и
т.д. Все это называется «посуда». Как называется? Верно, посуда.
Пришли матрешки в магазин и стали выбирать себе
посуду. Мама-матрешка большая, и посуду она себе выбирает какую? (большую).
Давайте поможем маме-матрешке выбрать для своих гостей чашки (затем выбираются
тарелки, ложки и другие предметы).
По ходу занятия задаю детям вопросы: какую тарелку
выбрала матрешка? Почему большую? Какого цвета эта тарелочка? Поставь ее около
большой матрешки. Аналогично подбирается посуда для маленькой матрешки.
Когда вся посуда подобрана, дети «едут» с матрешками
домой.
Игра «Цветные автомобили».
Здесь машинки не заезжают в гаражи по цветам, а дети
просто отвечают на вопрос воспитателя: какого цвета твоя машинка?
Приехали матрешки домой и стали раскладывать угощение
по тарелкам. У большой матрешки какие тарелочки? (большие). И угощение у нее
тоже большое.
Беру, например, цилиндр: это пирожное, какое, большое
или маленькое? Если большое, то какая матрешка его приготовит? Затем к
матрешкам приходят гости: к большой матрешке большие, а к маленькой —
маленькие, и дети начинают их угощать.
Занятие переходит в свободную игру. Можно предложить
детям помыть посуду, расставить ее по местам, взять матрешек и их гостей и
пойти погулять и т.д. |