Мы
ходим ночью, Ходим днем, Но никуда Мы не уйдем.
** *
Мы
день не спим,
Мы
ночь не спим,
А
все стучим, стучим, стучим,
Тик-так,
тик-так, тик-так.
Дети
(весело). Это часы.
Воспитатель.
Будем учиться узнавать время по часам.
Каждому
ребенку дается модель часов — круг циферблата с цифрами и прикрепленными
стрелочками. Воспитатель называет какой-нибудь час и предлагает перевести
часовую стрелку на соответствующую цифру (минутная стрелка должна указывать на
цифру 12). Вот она переводит часовую стрелку на цифру 2 и уточняет: «На моих часах
2 часа, а на ваших?» Так она устанавливает стрелку на разные цифры и проверяет,
какое время показано у каждого на циферблате.
Затем
воспитатель усложняет игру: «Теперь один из вас будет говорить, какое нужно
узнать время, другой (или другие) — ставить стрелки часов».
Заканчивая
игру, воспитатель сообщает: «А вот нам письмо (вынимает из конверта). Это
письмо от часов. Что они пишут? (Читает.) «Часы — ваши помощники. Когда вы
подрастете, будете ходить в школу, вы будете смотреть на часы — проверять время,
чтобы не опоздать в школу, гулять столько, чтобы успеть сделать уроки. Часы
будут помогать узнавать время, беречь время».
Умение
жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе,
хорошее и неприязнь ко злу формируются с детства. Если упущены детские годы,
упущенное восполняется с трудом, а иногда и не восполняется в последующем.
«Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений— одна из важнейших задач
воспитания»,— писал В. А. Сухомлинский.
Решающая
роль в воспитании принадлежит семье, в которой ребенок усваивает первую школу
общения с близкими. Для ребенка самым дорогим человеком является мать. К ней,
другу и защитнику, должна воспитываться любовь, глубокое уважение на всю жизнь.
Но советская семья не изолирована от общественной жизни, наоборот, она тесно
связана с ней. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает
приобщение детей к окружающей жизни, формирование нравственных основ общения.
Нужно шире раскрывать окно в мир, знакомить детей с доступными для их ума и
сердца явлениями жизни, событиями, происходящими в родном городе, колхозе,
стране,— со всем, чем живет народ.
Воспитание
благородных и глубоко нравственных чувств, умения жить с людьми и проявлять
заботу о них осуществляется всей системой воспитания. Жить с людьми и для людей
— это значит уметь сердцем и разумом чувствовать другого человека, проявлять
готовность разделить с ним радость и помочь в беде.Сердечность,добротаотношений, способность
соотносить свои интересы и желания с желаниями и интересами других — это школа
воспитания внимания, предупредительности, доброжелательности, уважения к
старшим и заботы о младших. Это и воспитание ответственности за свое
поведение, поступки. Это и воспитание первых основ любви к Родине, и чувства
гордости тем, что ты гражданин советского социалистического общества.
У
детей поступок опережает его осознание. Дети чутки к призыву совершить добро,
но важно, чтобы за призывами сердца была осознанная потребность и волевое
усилие противостоять злу. Сложность заключается в том, что педагог должен,
используя и укрепляя добрые чувства и намерения ребенка, воспитывать добрый
характер и вместе с тем способность противостоять плохому, бороться с ним.
Воспитание добрых чувств содержит противопоставление появлению отрицательных
черт: эгоизма, потребительского отношения и желания получить что-то только
для себя.
Совместное
ипоследовательное осуществлениезадачвоспитания в детском саду и семье — одно из решающихусловийформирования правильныхотношений,умения жить с
людьми. При предъявлении требований к поступкам, поведению детей нужно
руководствоваться меройнеобходимогоивозможного, учитыватьто,чтоформирование нового не
происходит «с ходу», требует времени, как бы вызревания нового в чувствах и
поведении ребенка. Недопустимо перенасыщение сознания и чувств ребенка чрезмернымобилиемфактов,сведений, сложных
объяснений. Нельзя допускать,чтобыважное,ноещенедоступноедетямпревращалосьв обычное, будничное, не
затрагивало чувств, а оставалось лишь усвоением слов.
Дидактическая
игра в сложном деле воспитания и обучения является лишь одним из многообразных
средств. Особенности дидактической игры позволяют педагогу ставить конкретные
задачи, предусматривать результат воспитания.
Реализуя
содержание игры, игровые задачи, используя игровые действия, педагог учит
детей общению, жизни в коллективе сверстников, среди людей, помогает овладевать
представлениями о том, «что такое хорошо, что такое плохо». В игре воспитатель
создает ситуацию, обращенную к разуму и сердцу ребенка, создает «модель
поведения» и через образ героя учит, с кого брать пример.
Источником
содержания дидактических игр является сама жизнь с богатством и разнообразием
ее явлений. Питает игру и художественная литература для детей. В произведениях
К. Чуковского, С. Маршака, Л. Кассиля, К. Паустовского, в сказах П. Бажова сказочное
сочетается с реальным, разворачиваются чудесные приключения, необычайные
истории, совершаются необыкновенные путешествия. В поступках и действиях
героев сказок заложены многие моральные основы: находчивость, упорство,
трудолюбие, доброта, бескорыстная помощь. Все это влечет детей.
К.
Д. Ушинский, высоко оценивая роль сказки в воспитании, писал: «Этс — первые и
блестящие попытки русской народной педагогики».
На
близком и понятном детямсодержании сказок, на примерах действий, отношений
героев раскрывается и для детей характер отношений, который они в силу подражания
незаметно усваивают.
В
произведениях многих советских писателей, обращенных к детям, нарисованы
близкие и понятные образы, и с детьми говорят о самом важном: о любви к своей
Родине, об уважении к старшим, о том, что нужно уметь радоваться радостью
другого, сопереживать в горе, помогатьв
беде.
Источником,
обогащающим игру, являются наглядно-изобразительные средства, в первую очередь
картинки. Истории в картинках являются первой азбукой для ребенка. «Азбука-картинка»
еще без текста обращена к уму и сердцу детей, дает возможность легко переводить
изображения в слова, иногда в рассказ, способствует пониманию идеи, заключенной
в изображениях, вызывает переживания детей.
На
роль картинки указывал еще К. Д. Ушинский. Он писал: «Учите ребенка
каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно
мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов и — ребенок
усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не
понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает
быстро... Показывание картинок и рассказы по ним — лучшее средство для
сближения наставника с детьми».
У
детей нужно развивать душевную чуткость, чтобы они по выражению лица, по
отдельным признакам, действиям могли заметить, обрадован или огорчен товарищ,
близкие, мог проникнуться сопереживанием, порадоваться, огорчиться, помочь.
Нельзя, чтобы у детей развивалось равнодушие. Проникнуть в мир переживаний
детям помогает картинка, слово. Художник, писатель в образе как бы
«останавливает» быстро сменяющиеся переживания человека. Педагог без
докучливых рассуждений, назиданий усиливает то и другое в игре, в самом
замысле игры, игровой задаче: «Кого бы ты выбрал в товарищи?», «Что ты хочешь
сказать?», «Кому нужно помочь и почему?». В игре картинка не просто
иллюстрация — она участник игры.
Газеты,
журналы есть в каждой семье и в детских садах. Информация о тех событиях,
которые происходят в стране, имеет значительное обучающе-воспитательное значение.
Борьба Советского государства за мир, за улучшение жизни советских людей,праздники, юбилейные торжества, олимпиады —
все это выражается в зримых конкретных фактах, и многое становится близким и
понятным детям. В газетах публикуются материалы, раскрывающие смелость,
мужество, бескорыстную помощь советских людей тем, кто попадает в беду, о
заботливомотношениикнародному добру,кприроде,кживотному миру.
Ценность
дидактических игр заключается в том, что они как бы пробуждают потребность
сказать о чем-то интимно-близком для ребенка. Например, в игре «Что бы ты пожелал
себе?» мальчик с чувством горечи сообщает: «Не знаю, папа говорит, что я
«слабак» и не могу быть космонавтом, а я так бы хотел...». Девочка, высказывая
пожелание для мамы, говорит: «Пусть мама будет здоровая, веселая и пусть ни с
кем не ссорится...».
Отношение
к детским мечтам и тревогам должно быть очень осторожным, деликатным.
«Воспитание
— самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку, и если мы хотим,
чтобы питомец вырос настоящим гражданином, умеющим быть добрым и непреклонным,
ласковым и строгим, любящим и непримиримым ко злу, мы должны прикасаться к нему
сердечно».