В педагогической системе Монтессори
разработана целая система упражнений для детей
2,5—3 лет, направленная на развитие навыков,
которые необходимы ребенку в быту или, как
говорила сама Мария Монтессори, в практической
жизни.
Казалось бы, что сложного в том, чтобы научить
малыша завязывать шнурки или чистить зубы?
Однако очень часто неожиданно выясняется, что
взрослые не только затрудняются объяснить детям
механизм этих привычных ежедневных операций, но
и сами совершают их неправильно, неупорядоченно.
Для малыша же очень важно, чтобы все эти действия
имели строгий порядок, строгую
последовательность, были ритуализированны и
подчинялись некоему ритму. Тогда они станут
основой его жизни, воспитывающей культуру быта,
самодисциплину и уверенность в себе.
Для упражнений «из практической жизни»
используются не игрушки, а наборы настоящих
предметов, собранных в специальные корзинки или
составленных на подносики.
Каждое упражнение преследует цели нескольких
уровней. Первая цель — та, которую ставит перед
собой малыш. Например: «Я хочу вымыть руки».
Другая цель — опосредованная, педагогическая.
Казалось бы, ребенок просто моет руки. Но при этом
ему известно, что воду нельзя проливать на пол,
что вещи, использованные в упражнении, надо
обязательно за собой убрать, что для переливания
воды служат такие-то предметы и т.д. Таким
образом, от него требуются и концентрация
внимания, и координация движения, и
самодисциплина. Кроме того, каждый предмет в
наборе имеет свое название и предназначение. И
это, безусловно, влияет на развитие активного
словаря ребенка.
Сегодня наши читатели смогут познакомиться с
некоторыми упражнениями для развития
практических навыков, предлагаемыми системой
Монтессори.
УЧИМСЯ ЧИСТИТЬ БОТИНКИ
Для этого упражнения понадобятся:
.щетка для сметания грязи;
.крем для обуви и маленькая щеточка, с
помощью которой крем намазывается;
.щетка для чистки обуви и бархотка, с
помощью которой обувь натирается до блеска;
.небольшая клееночка или газета и два
маленьких ботиночка.
Все
вещи надо сложить в корзинку, а корзинку
поставить где-нибудь в коридоре недалеко от
входной двери.
Сначала педагог (или другой взрослый) показывает
малышу, как надо выполнять упражнение. Вместе с
ребенком они приносят корзинку на то место, где
они это будут делать. Сначала на полу
расстилается газета. С правой стороны наверху
раскладывают клеенку, на которую ставят два
ботиночка. Далее на краю газеты слева взрослый
раскладывает сверху вниз все остальные предметы
в той последовательности, в которой они будут
использоваться: сначала щетка для сметания
грязи, потом баночка с кремом, щеточка для
намазывания крема, затем щетка для натирания
обуви и бархотка.
После этого взрослый берет ботинок и
демонстрирует малышу ритуал чистки обуви.
Стараясь не отрывать ботинок от газеты, он
стирает с него грязь и пыль, потом намазывает
ботинок кремом, натирает его щеткой и в конце
концов доводит до блеска бархоткой. Ребенок
наблюдает за его действиями. Взрослый говорит:
«Вот какой красивый, блестящий ботинок у нас
получился! Давай сравним его с тем, который стоит
у нас на клеенке». Они сравнивают оба ботинка, и
ребенок видит существенную разницу между ними.
Взрослый спрашивает: «Хочешь сам попробовать
почистить другой ботинок?»
Практически всегда ребенок делает это с
удовольствием, в точности повторяя весь ритуал.
УЧИМСЯ МЫТЬ РУКИ
Для этого упражнения понадобятся:
.клеенка;
.фартук;
.тазик или миска (хорошо, чтобы тазик
или миска были бы красивыми: чем красивее в руках
ребенка предмет, тем бережнее он будет к нему
относиться);
.красивый кувшин, который бы подходил
к миске по цвету;
.мыло в мыльнице;
.щеточка для чистки ногтей;
.полотенце;
.крем для смазывания рук после мытья.
Еще понадобятся ведро и половая
тряпка, на которую это ведро ставится: если вода
случайно прольется, то попадет на тряпку.
Принцип организации действий тот же, что и в
предыдущем упражнении. Сначала в центре рабочего
стола, на котором разложена клеенка, ставится
тазик со всеми сложенными в него предметами.
Ребенок надевает фартук. Взрослый выкладывает на
клеенку все материалы, которые будут
использоваться в работе. Слева наверху кладется
мыло, за ним щеточка для чистки ногтей, затем
полотенце и крем. Предметы всегда выкладываются
сверху вниз. С правой стороны стоит кувшин с
водой, внизу около столика — ведро на тряпке.
Ребенок в фартуке идет к рукомойнику, наливает в
кувшин воды и приносит его на рабочий столик.
Половину воды из кувшина ребенок выливает в
миску, остальное остается в кувшине.
Затем взрослый показывает, как надо мыть руки.
Сначала ладони движением вверх и вниз
смачиваются водой в тазике. Потом надо взять мыло
и аккуратно намылить руки так, чтобы захватить
каждый пальчик. Мыло кладется на место. Руки
опускаются в тазик с водой, и движениями ладошек
вверх-вниз мыло с них смывается. Берется щеточка
для чистки ногтей, и по очереди чистятся ногти на
правой и левой руках. Затем руки снова
споласкиваются, берется полотенце, и каждый
пальчик очень тщательно вытирается. Сухие руки
намазываются кремом.
По окончании упражнения нужно навести порядок на
рабочем месте. Ребенок берет тазик и выливает
грязную воду в ведерко. Оставшуюся воду из
кувшина выливает в тазик, споласкивает его и тоже
выливает в ведро. В миску собирается весь
материал, затем миска ставится на полку. Фартук
снимается и вешается на место.
Это длинный и очень подробный ритуал. Он знакомит
ребенка с огромным количеством предметов, о
назначении которых тот раньше не знал.
Конечно, ребенок в обычной жизни никогда не будет
таким образом мыть руки. Но это упражнение
направлено не столько на привитие навыка,
сколько служит развитию представлений о мире
практических вещей.
УЧИМСЯ ПЕРЕЛИВАТЬ ЖИДКОСТЬ
Для этого упражнения понадобятся:
.подносик;
.маленький чайничек (можно
заварочный) и обычная чашечка (лучше, чтобы это
все было фарфоровое);
.маленькая губочка (если на поднос
прольется вода, малыш сможет ее вытереть).
С правой стороны на подносе стоит
чайник, с левой — чашечка. Ребенок берет чайник,
придерживая левой рукой крышку, и медленно
переливает воду в чашку.
Это одно из самых любимых детских упражнений.
Малыши могут этим очень долго заниматься. К
сожалению, налить воду в чашку можно только один
раз.
Чтобы предоставить детям возможность вволю
переливать воду из одного сосуда в другой, нужно
иметь еще один подносик, на котором стояли бы два
одинаковых сосуда: например, кувшинчики. Тогда
ребенок может переливать воду из кувшинчика в
кувшинчик, пока ему не надоест.
СОРТИРУЕМ СЕМЕНА
Для упражнения понадобится:
Семена или орехи все смешаны, и ребенку
предлагается разложить их по разным отделениям
подносика. Дети очень любят это делать. Кроме
орехов и семян, можно использовать и другие
предметы: цветные бусины (красные, синие, желтые),
пуговицы и т.п.
Это упражнение очень полезно для развития мелкой
моторики руки. Его еще называют поэтическим
названием «Золушка».
|